Николаева Л. Н. |
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача состоит в том, чтобы выявить и развить способности всех его представителей. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать его и развить их, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.
Олимпиада позволяет расширить кругозор, применить собственные знания, навыки и умения, эрудицию и логическое мышление в совершенно нестандартных ситуациях.
Общий порядок организации учебного процесса по подготовке участников к олимпиадам:
• подготовка на уроках;
• внеурочная деятельность, дополнительное образование;
• самообучение;
• тематические занятия для подготовки к предметной олимпиаде.
Для подготовки учащихся к олимпиаде учителю необходимо вести факультативы, проводить большую подготовительную работу, подбирать и выполнять различные задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами, с новинками литературы.
При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:
• самостоятельность – предоставление учащемуся возможность самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания добываются собственными усилиями в процессе самостоятельной работы.
• принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям более высокого уровня сложности.
• анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика.
• индивидуальный подход. Наиболее эффективное преподавание включает в себя и системное развитие каждого обучающегося. Подготовка детей должна быть поэтапной, и начинать заниматься нужно с начала учебного года. Необходимо создать индивидуальную программу для каждого обучающегося, с помощью которой были бы отражены успехи отдельно взятого ученика.
• психологический принцип. Необходимо воспитать стремление к победе, научить верить в свои силы, внушить учащемуся, что он способен побеждать. Задача педагога - увлечь, показать ребёнку его способности, убедить, что у него всё получается, есть успехи и прогресс.
Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным учащимся, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик будет стремиться не подвести своего учителя.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодотворной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются у них способности, данные каждому ребёнку от рождения.