Юсупова Г. Т. |
Илларионова А. Н. |
В последние годы многие школьные библиотеки и школьные информационно-библиотечные центры нашей республики стали социальным пространством, открытым для культурной, профессиональной и образовательной деятельности обучающихся, местом их коллективного мышления и творчества, ключевым элементом инфраструктуры чтения и формирования читательских навыков школьников. В большей степени указанные результаты достигаются благодаря тому, что цифровая среда современных школьных библиотек позволяет пользователям, владеющим информационными технологиями, осваивать новые возможности электронных библиотечных ресурсов.
В этих условиях, в соответствии с Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров, современная школьная библиотека выступает как информационное пространство, в котором обеспечивается открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям. Школьные библиотеки переходят на электронные носители информации – учебники, учебные пособия, программные произведения.
Необходимо отметить, что в последние годы в ШИБЦ и школьных библиотеках республики стали активно внедряться электронные системы, предоставляющие пользователям доступ к широкому кругу материалов: НЭБ (Национальная электронная библиотека), «ЛитРес: Школа», мобильное приложение «НЭБ Свет» и другие.
Анализ функционирующих в школьных библиотеках электронных платформ показывает, что на сегодняшний день наибольшее количество образовательных организаций использует электронную библиотеку «ЛитРес: Школа». Примечательно, данный ресурс стал реализоваться в 30 школах нашей республики еще в 2018 году в рамках регионального проекта, а с 1 сентября 2023 года, с предоставлением всем российским школьным библиотекам бесплатного доступа к единой цифровой платформе «ЛитРес: Школа», многократно возросло количество пользователей данным сервисом: более 60% образовательных организаций нашей республики на сегодняшний день имеют доступ к этому ресурсу.
Напомним, электронная библиотека «ЛитРес: Школа» - платформа, разработанная специально для школьных библиотек. Каталог данного ресурса включает в себя более 9000 тысяч произведений художественной, научно-популярной и учебной литературы, из которых около 2700 – бесплатные электронные книги и аудиокниги, среди них программные произведения для обучающихся 1-11 классов, литература, рекомендованная Минпросвещения России для самостоятельного чтения, произведения гражданско-патриотической направленности.
«ЛитРес: Школа» позволяет школьным библиотекам, подключенным к ресурсу, выдавать электронные книги на любые устройства читателя: смартфоны, планшеты, ноутбуки или персональные компьютеры. Главное достоинство системы – быстрое получение книг в любом месте, где есть доступ к сети Интернет (в том числе в режиме «офлайн»). Еще одним преимуществом данной электронной библиотеки является возможность читать книги в любом удобном формате - электронном или аудио, что особенно важно для детей с нарушениями зрения или для тех, кто предпочитает слушать книги, а не читать. Благодаря такому разнообразию форматов использования ЭБ «ЛитРес: Школа» стала ценным инструментом для развития навыков чтения и образования в целом. Обучающемуся достаточно прийти в школьную библиотеку, получить логин и пароль, на свой смартфон установить приложение «ЛитРес: Школа» и в электронном виде получить доступ к цифровым копиям необходимой литературы.
Безусловно, появление возможности выдавать электронные книги в условиях нехватки в школьных библиотеках отдельных изданий в печатном варианте, особенно программных произведений, а также произведений современных авторов, является большим преимуществом для сегодняшней школы.
Растет количество книг, выдаваемых читателям в электронном формате с помощью ЭБ «ЛитРес: Школа»: в 2020 году школьными библиотеками нашей республики осуществлено 700 книговыдач, в 2021 году – 11437, а с начала 2022 года по май 2024 года - 22720, что свидетельствует о том, что современные обучающиеся становятся активными читателями электронных книг и аудиокниг.
Анализ статистических данных читаемости наших школьников посредством ЭБ «ЛитРес: Школа» свидетельствует о том, что если в первые годы появления ресурса в образовательных организациях обучающиеся обращались в библиотеки только за получением программных художественных произведений в электронном формате, то на сегодняшний день читатели активно заказывают литературу из списка для внеклассного чтения (серии «100 книг» по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам для самостоятельного чтения). Популярными также стали аудиокниги – зарубежная приключенческая литература, детская фантастика и произведения современных российских авторов. Самыми востребованными в последние годы стали произведения таких авторов, как А.С Пушкин (20%), Д.Роулинг (6%), Р.Бредбери (6%). Возросло количество пользователей ЭБ «ЛитРес: Школа» среди педагогических работников, которые получают как новинки методической литературы, так и литературу по психологии, учебные и научно-популярные электронные издания.
Примечательно, что с 2023 года возросло количество пользователей мобильного приложения «НЭБ Свет», которое также предлагает большие возможности для современного читателя – любителя знакомиться с произведениями в электронном и аудио форматах.
Данные факты свидетельствуют о том, что внедрение в библиотеках образовательных организаций электронной библиотеки «ЛитРес: Школа» и иных цифровых платформ позволяет осуществлять важнейшие функции современной школьной библиотеки, а именно информационно-методические и образовательные.
Нужно отметить, что педагогами республики накоплен определенный опыт использования возможностей ЭБ «Литрес: Школа» в учебно-воспитательном процессе не только на этапе подготовки к проведению учебных занятий и внеклассных мероприятий, но и непосредственно в ходе проведения уроков литературы, литературного чтения, истории, обществознания, иностранного языка и др. Ресурсы электронной библиотеки используются на самых разных этапах уроков: и для мотивации обучающихся на изучение новой темы в начале занятия, и в качестве материала для обсуждения, анализа, обобщения изученного, и во время рефлексии в конце проведенного занятия. Педагоги также отмечают большие возможности сервисов электронной библиотеки «ЛитРес: Школа» для успешной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по отдельным предметам.
Таким образом, электронные библиотеки, в частности «ЛитРес: Школа», являются площадкой привлечения современных обучающихся в школьную библиотеку, а методически грамотное использование возможностей этих ресурсов в учебно-воспитательном процессе делает их привлекательными и востребованными.