Аннотация
Работа представлена по обществознанию - гуманитарное направление.
Тема урока: Человек свободного общества
Тип урока: комбинированный
Характеристика класса. В 10 классе 15 учеников (6 девочек и 9 мальчиков в возрасте 16-17 лет). Класс начал формироваться в 2011 году, при наборе в 10 класс МБОУ «Кюстюмерская СОШ» учащихся Вурнарского района Чувашской Республики. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.
Класс по уровню развития сильный, успеваемость за прошлый год составил 100 %, качество знаний 77%, 1 отличник, 2 ученика с одной «4», 7 ударников, неуспевающих нет. Класс имеет активную группу из ведущих в учебе учеников (около 10 учащихся). Все учащиеся класса посещают спецкурсы гуманитарного направления после уроков, 11 обучающихся посещают различные спортивные секции. Класс лидирует в соревнованиях различного направления.
В классе у большинства учащихся сформирована психологическая готовность к самоопределению.
Программа, используемая в работе, разработана группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л.Н.Боголюбова в 2006 году, допущена Минобразования и науки РФ. Данная программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Госстандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 102 часов для изучения на базовом уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе в 10 по 34 часа , из расчета 1 час в неделю и 11 классах по 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Используемый учебник – Обществознание: базовый уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеева и др. – М.: Просвещение, 2011. Раздел учебника: Проблемы социально-политического развития общества». Глава 2, § 12 – Свобода в деятельности человека (рассчитан на 2 урока). Сценарий открытого урока на тему «Свобода в деятельности человека» - первый урок по § 12, «Вы¬бор в условиях альтернативы и ответственность за его по¬следствия.» - второй урок.
Эта тема изучалась в 8 классе в разделе « Социальная сфера». Поэтому я на уроке опиралась на знания учащихся, полученных учащимися ранее. Специфика, уникальность этого урока, разработанного мной, в том, что в нем:
1) присутствует ролевая игра по теме. Игра предоставляет широкие возможности для формирования навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать правильные решения. Игровая ситуация в значительной степени затрагивает эмоциональную сферу личности, способствуя формированию навыков общения в процессе овладения знаниями. В этой игре совмещается значительный воспитательный эффект.
В игре выделяются три этапа: подготовительный – распределение ролей, процесс игры – участникам предоставляется возможность проявить индивидуальные качества, анализ – это главный обучающий момент игры – это ответы на вопросы.
2) присутствует проектная работа. Тип проекта: поисково-исследовательский. Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный. Предметно-содержательная область проекта: монопроект (в рамках одной области знаний). Характер контактов: внутришкольный, групповой. На уроке ученики защищают и оценивают проект (5-7 минут). Проект можно представить в виде презентации.
Метод проекта учит учащихся:
- самостоятельному, критическому мышлению;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- делать обоснованные выводы и принимать самостоятельные аргументированные решения;
- работать в команде и осуществлять ролевую деятельность.
3) присутствует раздаточный материал. Это составление для каждого учащегося главные мысли и понятия урока, фотографии для проектов, биографии известных людей.
4) презентация (16 слайдов).
Формы организации познавательной деятельности, использованные на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная. Применена нетрадиционная форма урока: межпредметный интегрированный урок (обществознание и право) с ролевой игрой.
На уроке были применены активные методы преподавания: 1) индивидуальные: учебник и тетрадь; 2) групповые: работа в группах, проект 3) аудиовизуальные средства: опорные сигналы, музыка, презентация; деловые игры: ролевая, организационно –деятельностная.
Мною была предложена именно эта форма занятия, т.к. активные методы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и интерактивные методы, при использовании которых ученик получает новое знание в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися и достигает результата усилиями рабочей группы, но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого члена этой группы, - дают лучшие результаты на уроке.
На уроке созданы условия для эстетического восприятия темы: музыка, портреты, красочные слайды и раздаточный материал (буклеты).
Применялась аппаратура: компьютер, проектор, экран.
Анализируя урок можно констатировать, что главная задача урока: заинтересовать, активизировать деятельность учащихся на уроке, чтобы они усвоили тему и при этом избежали перегрузки и переутомления – выполнена. Думаю, что удалось получить соответствующие целям и задаче результаты обучения. Это видно по работе учащихся как на уроке: активность, интерес к теме, правильные в основном ответы, так и по выполнению домашнего задания. Я считаю, что урок удался, но совершенству нет предела. Поэтому можно выявить неиспользованные, резервные возможности, например, тесты, тексты, местный материал по теме, проектную работу учащихся можно было показать в виде презентации на компьютере и т.д. Выводы на будущее – надо чаще проводить такие уроки, не жалея сил и времени, ведь было интересно и мне, и детям, и слушателям, кто присутствовал на моем открытом уроке (они оставили лестные отзывы об уроке).
Предмет: Обществознание
Класс: 10
Урок №: 28
Тема: «Человек свободного общества»
Цели и задачи:
• содействие социализации личности учащихся (определение каждым учеником своего места в обществе)
• развитие познавательного интереса к ценностям свободного общества
• воспитание гражданственности, подлинного патриотизма в духе традиций отечественной истории и культуры.
Тип урока: Комбинированный урок.
Оборудование:
1. ТСО: компьютер, проектор, экран.
2. Учебное пособие: Учебник Боголюбова Л.Н. «Обществознание», 10 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Основные понятия: свобода, ответственность.
Предполагаемый результат:
1. Учащиеся имеют четкое представление о понятии “свобода”, формах её проявления, необходимости её ограничения.
2. Учащиеся умеют дать оценку различным ситуациям чрезмерного проявления свободы.
3. Учащиеся способны дать анализ своим действиям и действиям своих товарищей.
4. Учащиеся имеют представление, как ставить проблему, намечать шаги её решения, работать в составе группы, анализировать учебный материал, публично излагать свою точку зрения, вести дискуссию.
Ход урока
Разбивка учащихся на группы.
Количество групп – 4.
Команда №1, 2, 3 работают на уроке под руководством учителя.
Команда №4 работает по индивидуальным заданиям.
1 этап. Актуализация знаний.
1.1. Учитель. Приветствие.
1.2. Постановка проблемы.
Учитель. Тема нашего урока (см. на экран): «Человек свободного общества».
• Выделите, пожалуйста, ключевые слова (проводится работа над значением каждого понятия).
• Исходя из названной темы, определите, о чём пойдёт речь, сформулируйте проблему урока.
Предполагаемый ответ учеников.
• Какими качествами должен обладать человек в свободном обществе?
Цель урока (см. на экран).
Прослушайте притчу и ответьте на вопрос: о каких ценностях свободного общества идёт речь?
Притча. Странник, путешествуя по свету, попал в город Счастья. Все жители этого города были счастливы. Внимание странника привлекла башня на окраине города. Войдя в неё, странник увидел ребёнка, прикованного цепями и умирающего от голода. В шаге от него стоял стакан с водой и корка хлеба. Желание странника накормить ребёнка остановил «голос»: накормив этого ребёнка, ты обрекаешь всех жителей города на голод, болезни, несчастья. Что делать? Накормить или нет? Трудно представит себя на его месте. Ещё труднее принять решение
Проходит беседа по услышанной притче:
• О каких ценностях свободного общества идёт речь? (О независимости, он был свободен в принятии решения: принцип свободы)
В случае затруднения ставятся наводящие вопросы:
• Кто-нибудь указывал на то, что ему делать?
• Сколько в данной ситуации могло быть решений? (минимум два: у него был выбор)
• Решение принять было трудно, т.к. последствия любого из решений очень серьёзные. И странник понимал, что на него возлагается ответственность за принятое решение.
Ценности свободного общества записываются на доску: СВОБОДА, ВЫБОР, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
• А какие ещё ценности должны присутствовать в свободном обществе?
2 этап. Работа с понятиями.
2.1. Задание по группам.
• Подумайте и напишите, какие ещё существуют ценности свободного общества?
Работа в группах №1, 2, 3 в течение 2-х минут. Результат работы оформляет на доску (предполагаемые ответы: законность, честность, уважение).
Во время выполнения задания группами №1, 2, 3 получает задание группа №4. Эта группа работает в течение урока самостоятельно. Проверка в конце урока.
1-2 ученика занимаются поиском справки об авторах тех цитат, которые будут использованы в течение урока (работа со словарём): полное имя, годы жизни, страна, занятие.
«Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё». К. Ясперс
«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нём ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни». Р. Роллан
«Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». Н. Бердяев
3-4 ученика работают с биографией Н. Бердяева: найти и проанализировать те факты из жизни философа, которые указывают на то, в чём проявилась ответственность за решения, принятые Н. Бердяевым.
2.2. Работа с основными понятиями урока: СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
• Итак, какие ценности свободного общества вы называете? Отвечает один ученик из группы(оформлены на доске).
• Мы сделали 1 шаг: определили ценности свободного общества. Все названные ценности очень важны. Я предлагаю вам остановиться более подробно на двух из них: СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (оформлены на доске).
Определим их место, роль в нашей жизни.
Задание:
• Познакомьтесь с изречениями философов (см. выше) и заполните пропуски. Определите, о каких ценностях идёт речь? Слова-помощники: СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в конверте на столах в каждой группе. Воспользуйтесь словами-помощниками и заполните пробелы.
Текст с изречениями оформлен на доске и на рабочих листах.
«Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается _________ за неё». К. Ясперс
«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нём ________ за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни».
Р. Роллан
«Человек – раб потому, что _________ трудна, рабство же легко». Н. Бердяев
Работает группа учеников
(предполагаемые ответы): в изречении К. Ясперса пропущенное слово – ответственность;
в изречении Р. Роллана пропущенное слово – ответственность;
в изречении Н. Бердяева пропущенное слово – свобода.
2.3. Выполнение практических заданий учениками
Задание:
Даны несколько ситуаций (оформлены на доске и на рабочих листах). Познакомьтесь с ними и ответьте: о каких гражданских ценностях идёт речь. (Слова-помощники: СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в конверте на столах в каждой группе. Используйте их).
Работа в группе.
Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершённую «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу.
Предполагаемый ответ: ответственность
Мы сделали 2 шаг: определили место и роль в нашей жизни понятий СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
2.4. Работа с основными понятиями СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
• Мы продолжаем работу с обозначенными понятиями. Но сейчас должны разобраться со значением понятий СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Каждая группа получает задание.
1 группа работает с понятием СВОБОДА. Задания:
1. Дать определение слову. Свобода – это … (Используйте словарь, раздаточный материал).
2. Какова роль этого понятия в жизни человека? (Ваше мнение озвучьте).
3. Изобразите слово «свобода» на рисунке. (Нарисуйте на чистом листе).
4. Как может звучать лозунг, связанный с данным словом? (Напишите на чистом листе).
5. Подберите 2-3 термина, близко связанных с данным. (Напишите на чистых листах).
2 группа работает с понятием ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Задания:
1. Дать определение слову. Ответственность – это … (Используйте словарь, раздаточный материал).
2. Изобразите слово «ответственность» на рисунке. (Нарисуйте на чистом листе и оформите на доску).
3. Подберите 2-3 термина, близко связанных с данным. (Напишите на чистых листах и оформите на доску).
3 группа работает с понятием ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Задания:
Выберите фотографии известных людей в сфере политики, спорта, культуры и приготовьте сообщение по плану (см. на экран):
1. Кто изображён на данном фото.
2. Почему выбрано данное фото.
3. В чём ответственность этого человека (ответственность за себя, других, страну,
планету …; ответственность в каких сферах жизни: экономической, политической, духовной …).
4. Назовите конкретные примеры из его жизни, подтверждающие это.
5. Что происходит, если он не в полном объёме проявляет это качество.
Предлагаемые фото: Д. Медведев, В. Путин, А. Аршавин, Б. Обама, Д. Билан.
Обсуждение в группах.
Представление результатов работы в группах. Оформление на доске. Выступления у доски.
Мы сделали 3 шаг: определили значение понятий СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
• Роль личности в обществе велика. И я предлагаю вернуться к личности авторов изречений. Что это за люди?
Представляются результаты работы по группам.
3 этап. Подводим итоги, делаем выводы:
• понятия СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ взаимосвязаны (человек свободен,
но на него возлагается ответственность за свободу);
• свобода одного человека не должна нарушать свободу других людей.
• А теперь вспомним главный вопрос нашего урока: каким должен быть человек свободного общества? Перечислите характерные черты человека свободного общества (запись оформляется на доске).
4 этап. Рефлексия.
• Кто может уверенно назвать себя … (перечисляются черты, написанные учащимися на доске).
• Кто из вас чувствует себя человеком свободным, ответственным?
• А от кого это зависит?
Вспомним притчу. Какие решения мог принять странник (накормить, не накормить).
• Пожалуйста, сделайте свой выбор и разделитесь соответственно на группы. Прокомментируйте свою позицию.
Комментарии учеников.
Пожелаю вам, чтобы у каждого из нас была свобода выбора, но помните, что ответственность за нашу жизнь, поступки несём мы сами.
5 этап. Домашнее задание.
• Прочитать и ответить на вопросы §12 «Человек свободного общества»
• Напишите эссе: обоснуйте свой выбор ситуации, предложенной в притче.
Приложение №1
Раздаточный материал:
Главные мысли | Я не согласен | Возникшие вопросы |
• Свобода – важнейшая ценность.
• Нет абсолютной свободы.
• Свобода человека ограничивается правами других людей.
• Абсолютная свобода – плохо для человека.
• Свобода – это осознанная необходимость.
• Необходимость – объективные законы.
• Свобода ограничивается правом, моралью, традициями, совестью.
• Свобода – есть выбор.
• Общество, где нет выбора не свободно
• Свободное общество минимально вмешивается в личную жизнь.
• В свободном обществе любая идея публично обсуждается.
• Свободное общество – гарантия совместного блага.
| • Что нет полной свободы.
• Что выбор ставит человека в трудное положение.
• Наличие необходимость – это не свобода.
• Наличие модели поведения – это не свобода.
| • Почему я должен считаться с другими?
• Что такое свобода?
• А свобода – это хорошо?
• Что такое свободное общество?
• А наше общество свободно?
• Если есть ограничения, какая же это свобода?
|
Понятия урока.
Свобода – важнейшая общечеловеческая ценность, связанная с выбором, ограниченная правами других людей, закрепленных в законах, нормах морали и традициях.
Свободное общество – общество, где нет слежки за личностью, нет ограничений для самоопределения, самовыражения, самореализации, деятельность которого направлена на создание совместных благ.
Ответственность – социально-филосовское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом,
![]() |
![]() |
Приложение №2
Фотографии для выполнения заданий:
![]() |
![]() |
Приложение №3
Биография Ромен Роллан.
Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль. После ее окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьезно
заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.
![]() |
Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).
Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» — начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».
Во время Первой мировой войны Роллан — активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».
В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.
Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года. Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, где имел беседы со Сталиным (1935).
Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер.
В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.
Творчество
Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».
Наиболее известное произведение — роман «Жан Кристоф», состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жана-Жака Краффта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально — мир между государствами.
Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих художниках: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомый труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».
Биография Карл Ясперса.
![]() |
Карл Ясперса |
Карл Ясперс(Karl Jaspers) (1883–1969), немецкий философ-экзистенциалист, психолог, культуролог. Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 получил право заниматься медицинской практикой. В 1909–1915 работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 был назначен ассистентом по психологии, в 1920 ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета. Брак с еврейкой в 1910 и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937. В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остался в Гейдельберге и много времени посвятил изучению Библии. После войны (1945) был восстановлен в должности, открыто высказывал в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. В послевоенное время Ясперс становится одним из духовных лидеров Германии. Пытался провести идею денацификации университетов. В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике. Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969.
Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 в. Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни «фанатизма» Кьеркегора, ни «исступления» Ницше, ни «индифферентного мышления» университетских профессоров. В поздних работах он все же предпочитал говорить о «философии разума» или «мировой философии», а не о «философии существования». С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл «религией Библии», он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех «предельных ситуациях» (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом («Единым»). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа («шифра») или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания.
Среди основных работ философа – Общая психопатология (Allgemeine Psychopathologie, 1913); Психология мировоззрения (Psychologie der Weltanschauungen, 1919); Философия (Philosophie, 3 Bd., 1932); Об истине (Von der Wahrheit, 1947); Проблема немецкой вины (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946); Великие философы (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957); Философская вера и откровение (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962); Атомная бомба и будущее человечества (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958); Шифры трансценденции (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.
По материалам энциклопедии "Кругосвет"
Список литературы:
1. Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно- технических и деловых игр. Екатеринбург, деловая книга, 1999 -79
2. Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. М.: Владос, 2000 - 132.
3. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10кл., 11кл.- М., «Просвещение», 2003 -350
4. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М., «Просвещение», 2000 - 167
5. Энциклопедия «Хроника человечества». 2003.
6. Энциклопедия для детей. Великие люди мира / ред.коллегия: М.Аксенова, О.Елисеева и др.- М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007 – 640с.
7. Универсальная школьная энциклопедия. Т3. Биографии / ред. группа: Е.Журавлева, Д. Володихин, О.Елисеева – М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2008 - 592с.
8. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах – М.: Экскимо, 2011 - 368с.
9. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008 – 592с.
10. http://www.ug.ru/ug_pril/gv/97/41/t4_1.htm
11. http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/Text/t32_44.htm