Андреева А. П. |
В специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы и сопутствующие нарушения психического и физического развития (умственно отсталые дети). Целью специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы. Важнейший элемент этой системы – работа по формированию навыков культурного поведения.
Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. «Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов принятого стиля».
Работая воспитателем группы в коррекционной школе – интернате для умственно отсталых детей, изучив их психологию и методическую литературу по воспитанию культуры поведения, я поняла необходимость систематической и целенаправленной работы по формированию навыков культурного поведения. Эта необходимость вызвана рядом причин: отклонениями в психо-физическом и поло-возрастном развитии умственно отсталых детей, а также особенностями воспитания в условиях закрытого учреждения, в фактическом отрыве этих детей от семейного воспитания, при котором ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких.