Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90
Человечество уже много веков размышляет о своем здоровье и ищет возможности поддерживать его как можно дольше. Однако нет единого определения - что же мы понимаем под термином «здоровье». Здоровье, как целостное и в то же время динамическое состояние, может складываться из пяти следующих показателей:
1. Уровень и гармоничность физического развития.
2. Функциональное состояние организма (наличие резервных возможностей основных физиологических систем).
3. Уровень иммунной защиты.
4. Наличие того или иного заболевания или анатомических дефектов.
5. Уровень личностных характеристик конкретного человека, его морально-волевые и
мотивационные установки.
Каждый из этих признаков может иметь количественное выражение. И в зависимости от степени развития эти признаки могут, так или иначе, влиять на здоровье как на целостное состояние. Например, при гармоничном физическом развитии и хороших резервах сердечно-сосудистой системы у человека в то же время может быть низкий уровень иммунитета, закаленности и в результате - частые простудные заболевания, склонность к обострению хронических болезней.
Учителя - представители стрессогенной профессии. Особая ответственность и связанное с ней высокое нервно-эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, неравномерность нагрузки, высокая плотность межличностных контактов, возможность конфликтов при необходимости выполнять запланированный объем работы в жестких временных рамках - все это отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний. Поэтому учителю особенно важно не только владеть знаниями о сохранении здоровья, но и знать конкретные технологии его обеспечения. Учителя нуждаются в постоянной реабилитации, в различных спортивно-оздоровительных и психотерапевтических процедурах.
Так сложилось, что в учительской среде низок престиж здоровья. Трудовым рвением в момент плохого самочувствия или болезни учителя даже бравируют. Хотя неправильными установками учитель не только наносит вред своему здоровью, но и влияет на отношение к здоровому образу жизни своих учеников. Вне зависимости от своей специальности он должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье. А это возможно, только если он на собственном опыте познал ценность здорового об¬раза жизни, целенаправленной работы над своим здоровьем... Тогда он сможет создать в образовательном учреждении здоровую среду.
Педагогическая профессия относится к умственному труду и, значит, требует большого интеллектуального напряжения и предполагает слабую мышечную активность. Особенности умственного труда состоят в следующем:
 напряженность мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно-тормозных процессов в центральной нервной системе;
 неравномерность нагрузок, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;
 нерегламентированный график работы;
 сложность взаимоотношений с окружающими;
 большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации;
 низкая двигательная активность.
Так как интеллектуальный труд в процессе эволюции возник гораздо позже мышечного, механизмы адаптации к нему у «гомо сапиенс» еще не сложились окончательно. И этот процесс, очевидно, осложняется двумя взаимно противоположными обстоятельствами. С одной стороны, объем информации в мире каждые 10-12 лет удваивается. От современного человека требуются все более высокая психическая устойчивость, все более длительные нервные напряжения, умение все дольше концентрировать внимание... С другой стороны, все больше и больше снижается двигательная активность работника, занятого в сфере умственного труда. При сочетании этих двух условий утомление при умственной работе приводит к перевозбуждению и невротизации, а хроническое утомление - к снижению работоспособности и развитию многих заболеваний.
Профессия учителя, аккумулируя в себе все недостатки умственного труда, отличается еще и высокой плотностью межличностных контактов, а значит, и высокой вероятностью конфликтов. Педагогическая профессия к тому же соединяет в себе и творческую, и организаторскую, и исследовательскую деятельность. Все эти особенности делают работу учителя значительно более сложной, чем работу человека, занятого в сфере материального производства и обслуживания.
Труд учителя очень специфичен. Нелегко установить грань, где заканчивается производственная, «служебная» деятельность и начинается общественная, когда повышение квалификации переходит в чтение «для себя». Учитель продолжает трудиться и в нерабочее время: анализирует проведенные уроки, продумывает предстоящее занятие, накапливает новую информацию. Особенность интеллектуального труда заключается в том, что даже после прекращения работы мысли о ней сохраняются еще долго. А это ведет к перегрузке и возникновению неврозов.
Педагогический труд требует хорошего здоровья, физической и психической подготовленности, уравновешенности нервных процессов... Учителю надо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать внимание, быть активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность быстро восстанавливать силы. Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что учителю в силу характера его деятельности необходимо:
 быть сдержанным в ситуациях, провоцирующих интенсивное возбуждение;
 проявлять терпение, уравновешенность, собранность;
 быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности;
 отличаться четкостью дикции, уметь выразительно излагать мысли...
Высокие требования к подвижности нервных процессов учителя связаны с тем, что он должен приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей. Одной из особенностей труда учителя является необходимость проявлять постоянный самоконтроль, преодолевать свое эмоциональное напряжение, поддерживать концентрацию внимания для достижения высоких педагогических результатов.
Другая особенность педагогической деятельности - необходимость постоянно распределять внимание, выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например:
 сочетать фронтальную и индивидуальную работу;
 слушать ответ ученика, анализировать его и держать в поле зрения весь класс;
 объяснять новый материал и поддерживать активность класса;
 писать задание на доске и объяснять...
Специфика педагогического труда заключается также в постоянной нагрузке на голосовой аппарат, который является очень сложной, тонкой и легкоранимой системой. Поэтому не редки случаи, когда через 5-7 лет педагогической деятельности голос учителя лишается многообразных оттенков, становится тусклым.
Появляются профессиональные заболевания, которые ощутимо снижают работоспособность и эффективность обучения. Заболевания голосового аппарата чаще всего возникают как следствие перенапряжения. Еще одна особенность труда учителя заключается в отсутствии постоянного режима дня. Расписание уроков часто меняется, иногда учителям приходится работать в две смены... Частая ломка режима тоже ведет к снижению работоспособности, эмоциональным срывам, появлению неврозов даже у опытных педагогов.
Нет в работе учителя (исключая учителя физкультуры) и должной физической нагрузки. А для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, в том числе и от мышц.
Профессиональное здоровье учителя — это не только физическое здоровье. Вслед за Н.М. Амосовым, И.И. Брехманом, Э.Н. Вайнером и другими мы понимаем здоровье как целостность всех составляющих благополучной личности: физической, психической, нравственной, профессиональной. В жизни человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который бы не сказывался на здоровье. Вот почему помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные, личностные характеристики.
Профессиональное здоровье учителя можно определить как целостное многомерное динамическое состояние организма, которое позволяет педагогу в максимальной степени реализовывать свой потенциал в профессионально-педагогической деятельности.
Уровень профессионального здоровья учителя напрямую зависит от уровня его культуры. У учителя должна быть стойкая мотивация на сохранение здоровья, потребность в его сохранении. Он должен знать свои генетические, физиологические, психологические возможности, средства контроля за здоровьем; уметь адекватно оценивать резервы своего организма, чтобы рационально управлять ими.
Учитель должен ставить здоровье в ряд главных жизненных ценностей, признавать активную роль самого человека в сохранении своего здоровья, постоянно «работать над собой», жить в режиме разумных ограничений и нагрузок. Это сложная и кропотливая работа, но ее результатом может стать профессиональное долголетие.
Вопросы для самоанализа
1. Попробуйте оценить уровень вашего здоровья. Как состояние вашего здоровья влияет на вашу профессиональную деятельность?
2. Оцените по десятибалльной шкале факторы, оказывающие наибольшее влияние на состояние вашего здоровья.
3. Попробуйте составить программу сохранения профессионального здоровья, учитывая ваши индивидуально-типологические особенности, мотивы, склонности, интересы, конкретные условия профессиональной деятельности, лимит свободного времени и др.
■ Зубкова Светлана Анатольевна.
воспитатель КС (К) ОУ «Кугесьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат» Минобразования Чувашии
 
: 1935, Хаçат: 2 (14), Категори: Педагог валли

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш:


► URL:
► E-mail: