Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90
Тихонова Елена Алексеевна
Тихонова Елена Алексеевна
Младший школьник сегодня получает информацию по интересующим его вопросам из различных источников: кино, радио, телевидения, периодической печати, c Интернета, а также от общения со взрослыми и сверстниками и т.д. Но главным источником была и остаётся книга.
Работа с книгой – один из видов деятельности учащихся начальных классов. Книга – наш большой помощник в формировании основ мировоззрения, и чем раньше ребёнок возьмёт в руки «свою» книжку, тем быстрее процесс чтения превратится в сосредоточение, осмысление, переживание. Очень важно, чтобы книга соответствовала возрастным особенностям младших школьников, смогла пробудить в них лучшие человеческие черты: любовь к Родине, честность, правдивость, скромность, трудолюбие, любознательность.
Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал по всем предметам. Книга учит детей понимать людей, жизнь, обогащает их духовный мир, способствует развитию их творческого воображения, мышления, памяти, речи.
На уроках чтения приходится решать несколько задач: формирование и совершенствование навыка чтения, умения работы с текстом и книгой; расширение знаний учащихся об окружающем мире; развитие речи, мышления, нравственно – эстетических чувств и художественного вкуса; достижение воспитательных целей.
Если ребёнок в начальных классах хорошо овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы научить детей работать с книгой, чтобы ученик уже в начальной школе умел читать с глубоким осмыслением того, что читает, чтобы мог самостоятельно разобраться в прочитанном, определить к нему своё отношение. С 1 класса я стараюсь не просто познакомить своих учеников с библиотекой, а делать всё, чтобы они подружились с ней, с книгами, с систематическим чтением на всю жизнь. Все мои третьеклассники с любовью и радостью ходят в сельскую и школьную библиотеки. И в классе у нас есть своя классная библиотечка. Ребята любят читать сказки, рассказы, стихи.
На своих уроках чтения 10-15 минут я отвожу для знакомства с дополнительной литературой. Чем же я занимаю детей за эти 10-15 минут? Я даю на дом задания типа «Принесите завтра свою любимую книжку», «Подготовьте пересказ любимой сказки», «Подготовьте любимое стихотворение» и т.д. Мои ученики заводят специальные альбомы по чтению. Там они рисуют иллюстрации к прочитанному, изображают, как могут, любимых героев, фантазируют в своих рисунках. Ещё у них есть блокнотики, где они записывают авторов и названия книг, которые они прочитали. В неделю один раз дома родители проверяют у своих детей технику чтения. Результаты этих проверок также записываются в эти блокноты. Это даёт ребятам лично убедиться, что, если много будешь читать, то и результат будет хорошим.
Много даёт на уроках и прослушивание грамзаписей. На пластинку записывается выразительное чтение текста либо самим автором, либо каким-то артистом, писателем, поэтом. Текст читается с чувством, с толком, с расстановкой и воспринимается детьми живо, интересно, эмоционально. Это разнообразит урок.
На десятиминутках мы смотрим и диафильмы. Например, сначала прочитывается какое-либо произведение на одном уроке, а на другом – показывается диафильм. Можно проводить и пересказ по кадрам диафильма.
Для своих десятиминуток я нахожу материал в сборниках, особенно в сборнике «Стихи, рассказы, сказки» (сост. Е.Е.Зубарева, Л.Р.Перский).
На уроках чтения иногда нам даются только отрывки из рассказов и сказок, и мы не всегда успеваем прочитать весь текст или всю сказку целиком. В этом случае дети идут в библиотеку, находят нужную книжку (рассказ, сказку), прочитают её полностью и на следующем уроке увлечённо рассказывают содержание прочитанного.
Очень полезно, если дать детям список книг на лето. Во время летних каникул они прочитают нужную им литературу, предложенную учителем. А в начале нового учебного года, сразу же в Ι четверти, дети сдают «зачёты», которые проходят без какого-либо принуждения и доставляют детям большую радость и удовольствие. «Зачёты» - это или разбор рисунков, или выразительное чтение отрывка из особенно понравившегося произведения, или пересказ, или даже инсценировка.
Программный материал у меня всегда в центре внимания. Я стараюсь разнообразить каждый урок, учу детей разбираться в прочитанном, думать, рассуждать, делиться своими впечатлениями. Строю уроки так, чтобы тема каждого урока была тесно связана с дополнительным материалом, который даётся на десятиминутке.
Всё это – уроки чтения, десятиминутки на них, внеклассное чтение – приводят к тому, что дети начинают читать много, бегло, с пониманием прочитанного, и это даёт толчок вперёд в овладении техникой чтения.
Чтение моих учащихся соответствует норме: правильное, сознательное, выразительное, нормальное по темпу (65-75 слов в мин.), читают целыми словами. Но так читают не все. Есть ученики, которые не всегда соблюдают паузы, отделяющие одно предложение от другого, не умеют соблюдать интонацию при чтении, не умеют слушать учителя, его чтение и рассказывание, не всегда умеют рассказать, о чём услышали, пересказать образно, о чём прочитали, не учат сразу стихов, которые задаются на дом для заучивания наизусть.
Заметила, что грамотно пишут обычно дети плавно, медленно читающие. Вот, например, Таня. Она даже трудные тексты пишет без ошибок. И по математике усваивает материал легко и быстро. И потому, что читает Таня красиво, чётко произнося каждое слово, кажется, что каждое слово она впитывает в себя. А вот её подружка Оля читает очень плохо, с ошибками и пишет также с ошибками, всё время пропускает буквы в словах. Некоторые слова Володя читает по слогам, плохо понимает прочитанное. Наташа тоже не умеет рассказывать содержания.
Большую помощь в работе над текстами мне оказывали вопросы и задания в конце произведений, иллюстрации учебника. Даже довольно трудные для восприятия тексты, помещённые в «Книге для чтения», моими учащимися понимались и воспринимались глубоко и правильно.
И ещё. Каждый урок чтения обязательно связывает детей, их жизнь с жизнью всей страны, нашего народа. И в этом мне помогают красные даты календаря.
Я люблю уроки чтения за эмоциональность, за те огромные знания, которые они несут детям, за образность и красоту русского языка, за доброту, боль, мужество, верность, чувство юмора. Безграничны образовательные и воспитательные возможности уроков чтения.
Но уроки чтения в то же время и трудные. Трудные они для меня тем, что не всегда удаётся из всего выделить главное, существенное.
Я сама очень люблю читать. Вот это отношение к чтению стараюсь передать и своим детям. Никогда не бываю равнодушной, удивляюсь вместе с детьми великим просторам нашей Родины, восхищаюсь прекрасным золотым дождём осени – листопадом, вдыхаю вместе с ними чудный свежий запах русской зимы, ощущаю все краски красавицы весны.
Очень радуюсь, когда на уроке ощущаю единство душ – моей и детских.
Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ученик 30-35 минут на уроке был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении цепочкой, в выборочном чтении, в чтении по ролям и других видах чтения. Но я не забываю и о картинах, диафильмах, грамзаписях, книгах авторов.
Детям интересно, а значит, полезно: развивается зрительная память учащихся, внимание, желание рассмотреть, увидеть, познать, сравнить, сопоставить, скопировать.
Дети почти всегда копируют. Копируют нас – учителей, копируют взрослых. Иногда смотришь на детей, слушаешь и видишь своё – жесты, интонацию, фразы.
Заметила, что некоторые дети не любят стихов. И я поставила перед собой задачу – приобщить детей к замечательному искусству – чтению стихотворений. Но мало только говорить об огромной воспитательной роли поэзии, важно воспитывать у учащихся духовную потребность к стихам. Поэзия делает детей добрее и умнее. И нам, учителям, необходимо открыть маленькому читателю действительную цену стихов! О самых обычных вещах в стихах говорится образно, выразительно, кратко и удивительно точно.
С первых дней стараюсь с малышами как можно чаще говорить стихами по любому случаю. Например: «Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать» и т.д. В этом отношении незаменимы стихи С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто. Сначала не все дети воспринимают их. Но когда они дружно включаются в декламацию, это что-то новое. Тут нужно не упустить момент и продолжать работу: стихи на уроках, стихотворные физкультминутки, стихи-речёвки, стихи при ведении игр на переменах.
Дети любят читать стихи о природе. Для того, чтобы стихотворение читалось легко, душевно, с любовью и надолго запоминалось, нужно с детьми сходить на экскурсию в лес, на речку, на природу. Тогда дети сами своими глазами увидят красоту природы. И, может быть, кому-нибудь из них тоже захочется написать маленький стишок, и в голове уже рождаются первые строчки.
Итак, отношение учителя к урокам чтения играет большую роль в обучении младших школьников.
Каждый этап урока вносит свою лепту в обучение детей правильному, выразительному, осознанному чтению.
Возьмём, к примеру, проверку домашнего задания.
Все дети любят, когда их спрашивают, проверяют, оценивают их труд, с удовольствием отвечают. При проверке домашнего задания отрабатываю произношение слов. Приучаю детей отвечать на вопрос чётко, выражать собственное отношение, вызываю на откровенность, стараюсь выслушивать их с большим вниманием и заинтересованностью. Требую от них внимательного отношения к ответу товарища. Учу их слушать, думать, дополнять ответ, не повторяться, сообщать своё, высказывать собственное мнение, доказывать, убеждать, внимательно выслушивать товарища.
Считаю, что огромное значение в выработке навыков правильного чтения играет словарная работа. Использую самые разнообразные формы её проведения: объяснение значения слов с помощью показа предметов, картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова и выражения выписываю перед уроком на доске или на карточке. Как правило, их значение объясняют сами дети, если же они не могут объяснить, учу пользоваться толковым словарём, объясняю значение слов сама.
На своих уроках учу детей обращать внимание на средства выразительного чтения: паузы, логическое ударение, темп, ритм.
В 3 классе я настойчиво учу детей самостоятельно работать не только над текстом, но и над планом. Дети, научившиеся в начальной школе самостоятельно составлять план, будут не только внимательными, но и вдумчивыми читателями, способными проникнуть в смысл произведения. Такие учащиеся и в последующих классах будут лучше анализировать произведение, а значит, и правильно характеризовать его героев.
Глубокий интерес к произведению вызывает у учащихся внимание к личности писателя, знание интересных эпизодов из его жизни.
К 3 классу дети уже успели узнать и полюбить таких писателей и поэтов, как А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, М.Пришвин, В.Бианки, Н.Носов, В.Катаев, познакомились с произведениями А.Пушкина, Л.Толстого, В.Маяковского. Теперь я всё чаще обращаюсь к детям с просьбой рассказать о писателе. Время от времени сама даю детям образные рассказы о писателях.
Я часто применяю на уроках, если это возможно, чтение текста по ролям. Детям нравится читать по ролям. Они чувствуют себя настоящими артистами, стараются быть похожими на героев произведения. Вместе с героями произведения они радуются и возмущаются, любят и ненавидят, смеются и печалятся.
Уроки чтения сейчас приобрели исключительно важное значение в воспитании хорошего человека, готового к благородному и доброму делу. Если мы хотим научить ребёнка писать, решать, разбираться в законах природы и общества, воспитать у него высокие нравственные качества, научить его мыслить, надо научить его читать в полном смысле этого слова. Хорошая книга и внимание, чуткость, умение понимать детей – вот главное условие успеха в труде учителя.
«Любите книгу – источник знаний» - сказал один из наших классиков. Воистину так. Во все времена именно книга была самым распространённым, самым точным и самым удобным способом передачи информации, знаний от одних людей другим, от одних поколений – к последующим.
Ни для кого не секрет, что желание читать, интерес к чтению формируется в семье. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг.
■ Тихонова Елена Алексеевна.
учитель начальных классов МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района
 
: 3985, Хаçат: 4 (10), Категори: Русская литература

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш:


► URL:
► E-mail: