Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90
Михайлова Марина Александровна
Михайлова Марина Александровна
 
Тема. "За добро плати добром» (По сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")
 
Тип: урок формирования знаний, УВЧ.
Вид: урок-поиск, урок-исследование, урок-игра.
Методы и приёмы обучения:
Репродуктивный метод. Приёмы: слово учителя
Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста
Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы
Оборудование: текст сказки, карточки, проектор, ноутбук, аккустические колонки, презентация, портрет писателя, цветные карандаши, словари, «Словарь настроения», музыкальное сопровождение.
Словарная работа: добро, тёплый, настроение.
Цели урока:Обучающие:
Обучение анализу произведения в единстве форм и содержания
Обучение выразительному чтению.
Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности
Развивающие:
Развивать в учащихся умения размышлять над поступками героев и их последствиями.
Развитие диалоговой формы общения внутри микрогрупп.
Воспитательные:Воспитание нравственных качеств учащихся, воспитание уважительного и чуткого отношения к природе, к людям и вообще к живым существам.
Воспитание представления детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.
Проблема. Насколько важно проявлять сострадание, милосердие, делать добро?
Ожидаемый результат. Научиться вдумчиво читать, слушать и понимать смысл произведения, заполнят словарь настроения и «Звезду успеха», напишут эссе, пятистишья.
План урока:Организационный момент.
Эмоциональная разминка;
Работа по теме урока.
Чтение эпиграфа;
Определение темы урока;
Постановка цели;
Чтение стихотворения Л.Николаенко «Доброта» на фоне музыки;
Путь к доброте через восприятие сказки «Теплый хлеб».
Работа над смыслом названия сказки.
Минута релаксации.
Обобщение по анализу сказки «Теплый хлеб».
Итог урока.
Домашнее задание.Доброта - бесценное человеческое
качество, без неё нельзя жить
и невозможна сама жизнь.
К.Г.Паустовский
Ход урока.Эмоциональная разминка/Психологическая установка.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас всех. Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные). Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела. А теперь мысленно пожелайте всем своим родным, близким и любимым людям добра, успехов, радости, счастья и хорошего настроения.
– А сейчас каждого из вас я попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты. Ответьте, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? Воспользуйтесь «Словариком настроения». И когда же у нас настроение улучшается? Приложение 1. (Звучит веселая мелодия «Улыбка»)
– Изменилось ваше настроение? Я думаю, что изменилось. Каким оно стало? (Настроение веселое, бодрое, приподнятое). Возьмите друг друга за руки и закройте глаза. Что вы чувствуете? Ученики. Тепло.
Учитель. А что ещё может быть тёплым? ( во время ответов учитель рисует ассоциограмму) Слайд №1
Ученики. - Тёплая ладонь, солнце, одеяло, взгляд, слова, хлеб.
Вступительное слово учителя.
– Обратите внимание на листы, которые лежат перед вами. Видите «Звезду успеха»? Так вот сегодня вы будете оценивать свои ответы в течение всего урока, ставить «+» внутри звездочки за правильный ответ. Приложение 2.
– Я думаю, к концу урока вы все добьетесь успеха.
Ребята, посмотрите на доску. Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.
Кроссворд
Вопросы: По горизонтали.
Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (Клад).
Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).
Где пряталась сила Черномора? (Борода).
Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (Корона).
Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).
Ответ по вертикали: “Добро”.
2. Словарная работа.По словарю С.И. Ожегова добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.
Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».
И сам Константин Георгиевич Паустовский приглашает нас поговорить о добре и зле. (Запись темы: "Почувствуйте вкус слова "доброта" по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" ). Он предлагает нам задуматься над вопросом: «Насколько важно проявлять доброту, говорить добрые слова и делать добрые поступки?»
Чтение стихотворения Л.Николаенко «Доброта».
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
Путь к доброте через восприятие сказки «Теплый хлеб».
Дома вы прочитали произведение К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
I. А теперь проведём тест по сказке «Тёплый хлеб». «Кто самый внимательный читатель?».
1.Какой масти был раненый конь?а) белый;
б) чёрный;
в) вороной;
2.Какое прозвище было у Фильки?а) Фу Тебя;
б) Ну Тебя;
в) да ну тебя
3.Сколько лет назад, по словам бабки, был такой же случай?а) 50;
б) 200;
в) 100.
4.Сколько времени дал Фильке Панкрат?
а) два часа;
б) час с четвертью;
в) полтора часа.
5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом?
а) захотел сам;
б) послали ребята;
в) посоветовала бабка.
6.Что посоветовал Панкрат Фильке?
а) изобрести спасение от стужи;
б) извиниться перед конём;
в) стать добрее.
7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей?
а) помогла им советом;
б) позвала тёплый ветер;
в) мешала им своим стрекотанием.
Ответы к тесту «Теплый хлеб»
Взаимопроверка: 1- в, 2- б, 3- в, 4- б, 5- в, 6- а, 7- б.
Учитель. Я убедилась, что вы внимательные читатели.
- А теперь предлагаю вам вспомнить несколько эпизодов прочитанного произведения.
Работаем индивидуально, в паре, затем в группе. Затем отвечает скипер/командир. Он проанализирует данного героя.
II. - О ком мы узнали из этой сказки? Расскажите о них.
1 группа. Филька.
2 группа. Панкрат.
3 группа. Конь.
III. В деревне произошло страшное, и наказаны все жители из-за поступка одного человека. Как поступили?
1 группа: Филька.
2 группа: Панкрат.
3 группа: Жители.
Возврат к проблеме.
Одновременно происходят 4 и 5 конкурс.
IV. Инсценирование эпизода.
1 гр. Но оказывается, это был не единственный случай в Бережках. Сто лет тому назад случился там такой же лютый мороз. Давайте посмотрим, почему?
2 гр. Филька обижает раненого коня.
3 гр. Филька исправляет свою ошибку.
V. Конкурс для командиров «Стрелы добра». Вопросы пронумерованы. На каждой мишени прикреплен вопрос. Участник отвечает на тот вопрос, куда попал дротик.
VI. Игра «Солнечное добро». Конкурс проводится в виде эстафеты, участвуют все члены команды. Лучи солнца должны быть заполнены словами, начинающимися на букву «Д», которые характеризуют человека с хорошей стороны (добрый, деликатный, дружный, добротный, добродушный, добросовестный, добропорядочный, добросердечный, доброжелательный, добродетельный, добровольный, доброкачественный, добронравный ).
Работа над смыслом названия сказки.
- В чем смысл названия сказки «Теплый хлеб»? (Все от рук человеческих: его труд, его сердце. Хлеб – это жизнь, которую можно сохранить добром, любовью и трудом. Название символическое.)
- Ребята, как вы думаете, творить зло легко? Неужели делать добро труднее? (Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь не многим. Цель писателя – помочь в этом.)
VII. Конкурс «Собери пословицы». Перепутаны части пословиц. Соедините их.
Минута релаксации
- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
Формула и портрет доброты.
- Ребята, как вы думаете, чтобы другие люди чувствовали ваше тепло, что должно исходить от вас? – выведем формулу доброты (добрые поступки и добрые слова):
ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА
Обобщение по анализу сказки «Теплый хлеб». Рефлексия.
- Ну как вам мальчик, понравился? Почему? Каким вы его увидели?
(Ответы: Ничего приятного, угрюмый, неласковый, но Филька понял свою вину. Понял, что сотворил зло. Он нашел в себе силы для преодоления страха наказания и стыда перед людьми. Он раскаялся и понял, что надо быть добрым, отзывчивым, чутким к чужой боли, способным на милосердие, сострадание.
- Какой Филькин добрый поступок победил мороз?
- Кто помог спасти жителей деревни, сами люди или сорока? (Люди, которые работали все вместе; теплый ветер, который, может быть, позвала сорока. Паустовский опять показывает единение человека и природы).
- Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?
: Нужно быть добрыми, отзывчивыми.
: Не причинять другим вреда, обиды.
: Отвечать за свои поступки, слова.
: Не бояться просить прощения, прощать.
- Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы отнести к теме сегодняшнего урока. Мы с вами некоторые пословицы уже вспомнили. А также к теме сегодняшнего урока хорошо бы подошли следующие выражения: Люби ближнего своего (из заповедей Божьих), относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. (Это золотое правило нравственности).
Итог урока.
– Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. А завещанием вам прозвучат слова писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».
– Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством К.Г.Паустовский заслужил эту улыбку. Эту улыбку заслужили и вы своими достойными ответами. У многих «Звезда успеха» заполнена. Подсчитайте свои «+». Оцените свою работу на уроке.
А закончить наш урок я хочу вот этой замечательной ДОБРОЙ песенкой. (Звучит песня «Дорогою добра») Идите…идите дорогою добра!
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру « О чём заставила меня задуматься эта сказка». Нарисовать иллюстрации к сказке.
– В заключение мне хочется сказать:
Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро. И чтобы всегда с вами был такой тёплый хлеб, добытый любовью и трудом.
 
Спасибо за урок.
■ Михайлова Марина Александровна.
Елчĕк районĕн Чăваш Тăрăмĕнчи тĕп шкул

Çыпăçтарнă файлсем:

 
: 6732, Хаçат: 2 (8), Категори: Русская литература

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш:


► URL:
► E-mail: