Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90

Труд красит человека

Цель: расширение представлений детей о значении труда в жизни общества.
Задачи: 1) привлечь внимание к традиционному, народному отношению к труду;
2) способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.
3) побуждать подростков к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
 
Ход занятия
1. Педагог. Тема нашего занятия – «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д.Ушинского «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Из одного и того же куска железа в одой и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой же долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Текста малалла вулăр...
■ Михайлова Наталия Николаевна.
педагог дополнительного образования МАОУ ДО "ДДЮТ" г. Чебоксары

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ И ТРАДИЦИЯМ ПРАВОСЛАВИЯ

Рябинина Н. В.
Рябинина Н. В.
В развитии всесторонне-развитой личности человека и формировании ее положительных отношений с миром и людьми большую роль играет духовно – нравственное воспитание. И начинать его надо еще с дошкольного возраста.
В Красночетайском районе Чувашской Республики работает Хораськина Галина Николаевна, которая всю свою жизнь посвятила духовно-нравственному воспитанию детей. Она принимает активное участие в научно-практических конференциях на духовно-нравственную тематику; делится опытом в данной сфере на педсоветах, семинарах, круглых столах; неоднократно представляла свои работы на православных конкурсах «Серафимовский учитель», «За нравственный подвиг учителя».

Текста малалла вулăр...
■ Рябинина Наталия Варсонофьевна.
методист БОУ ДПО (ПК)С "Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Как вырастить счастливого ребёнка?

Николаева Г. Г.
Николаева Г. Г.
 
 
Что такое счастье?
Счастье – это когда человек знает, что его любят и ценят, когда он здоров и уверен в своих силах, когда любые трудности воспринимаются им как временные проблемы, а вокруг он видит больше позитива, чем негатива.
И здесь очень огромна роль родителей – то, как ребёнок будет воспринимать окружающий мир в будущем, зависит от того, какие модели поведения он наблюдает сейчас в своей семье.
Какие же советы родителям дают психологи?
1) С детства приучайте ребёнка к здоровому образу жизни.
Каждый из нас раньше или позже приходит к простой истине – было бы здоровье, а все остальное приложится.

Текста малалла вулăр...
■ Николаева Галина Гурьевна.
Кармалинская ООШ, Канашский район Чувашской Республики

Развитие творческих способностей учащихся при формировании гражданско-патриотического самосознания школьников на уроках литературы

Происходящие в последнее время в нашем обществе события подтверждают очевидность все более заметной утраты традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим роль воспитания у школьников патриотизма и гражданственности возрастает многократно, а наметившийся процесс позитивных преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества требует обновления его духовных основ, глубокого познания исторических ценностей и героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Сегодня огромная ответственность в воспитании чувства патриотизма и гражданственности школьников возлагается на учителя русского языка и литературы.
Хочется остановиться на опыте работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского района Ивановой Юлии Вячеславовны, которая более 20 лет работает над развитием творческих способностей учащихся при формировании гражданско-патриотического самосознания школьников на уроках литературы.

Текста малалла вулăр...
■ Илларионова Алина Никитична.
методист кафедры филологии БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Шкулта чăваш чěлхи кунне ирттересси

 
 
Чылай шкулта чăваш чěлхи кунне ирттересси йăлана кěнě ěнтě. Çак кун ачасен асěнче нумайлăха юлтăр тесе, чăн-чăн уяв пултăр тесе эпир те тăрăшатпăр. Акă ěнтě темиçе çул хушши уяв кунěн программине йăлана кěртсе якатса пыратпăр.
 
Ташă флешмобě
 
Уяв кунне 1-2 уйăх маларах хатěрленме пуçлатпăр. Ирсерен шкулта иртекен зарядка вăхăтěнче чăваш ташшин хусканăвěсене вěренетпěр. Арçын ачасене физкультурăна вĕрентекен хатěрлет, хěрсене вара – чăваш чěлхине вěрентекенě. Кашни зарядкăрах пěр-пěр çěнě хусканупа паллашатпăр.
Ташă валли юрă ачасемпе суйлатпăр. Кашни çул юрă улшăнса пырать. Тěслěхрен, пěр çулхине – «Асамат» ушкăн репертуарěнчи «Чăваш чěлхи» юрра илнěччě, тепěр çул вара – такмаксене суйланăччě.

Текста малалла вулăр...
■ Филиппова Валентина Анатольевна.
Комсомольски районěнчи Çěнě Мăрат шкулě

Воспитательная работа по формированию навыков культурного поведения у воспитанников в школе-интернате

Андреева А. П.
Андреева А. П.
 
В специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы и сопутствующие нарушения психического и физического развития (умственно отсталые дети). Целью специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы. Важнейший элемент этой системы – работа по формированию навыков культурного поведения.
Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.

Текста малалла вулăр...
■ Андреева Антонина Петровна.
Çĕрпÿри 2-мĕш шкул интернат воспитателĕ

Духовно-нравственное просвещение родителей обучающихся

Рябинина Наталия Варсонофьевна
Рябинина Наталия Варсонофьевна
 
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей и молодежи искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Текста малалла вулăр...
■ Рябинина Наталия Варсонофьевна.
методист БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Развитие двигательных качеств посредством подвижных игр

Подвижные игры являются комплексным воздействием на организм ребёнка . Двигательная деятельность влияет на физическое развитие, на укрепление здоровья , формулирует физические качества.
В презентации рассказывается как эта работа ведется в дошкольных группах МБОУ "Михайловская ООШ" Цивильского района Чувашской Республики
■ Дмитриева Надежда Николаевна.
Михайловская ООШ, Цивильский район

В мире доброты

Андреева Антонина Петровна
Андреева Антонина Петровна
 
Цель: стимулировать потребность в формировании доброго отношения ко всему окружающему
Задачи: образовательные - расширить знания о добрых словах и их применении в жизненных ситуациях;
коррекционно-развивающие - развивать у воспитанников способности анализировать свои действия;
корригировать речь, внимание путем выполнения заданий;
воспитательные - воспитывать чувство доброты, уважение друг к другу, окружающим.
Ход занятия.
Добрый день. Наше занятие я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Текста малалла вулăр...
■ Андреева Антонина Петровна.
воспитатель Цивильской школа-интернат №2

Путь в страну Здоровья

 
Понкратьева Светлана Васильевна
Понкратьева Светлана Васильевна
 
Цель:
- Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни;
- Научить, как ухаживать за своим телом, избежать болезней, повысить иммунитет.
- Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, потребность быть здоровыми; создать радостное настроение.
- Развивать память, внимание.
 
Ход занятия: Организационный момент.
Когда встречаем мы рассвет
Мы говорим ему - привет.
С улыбкой солнце дарит, в след
Нам посылая свой привет.

Текста малалла вулăр...

Тăван кил ăшшине упрама пĕлесчĕ

Кулакова Светлана Пантелеймоновна
Кулакова Светлана Пантелеймоновна
 
Тăван кил-йыш, тăван çемье,
Эс панă çутă кун мана,
Чун-чĕреме çĕклентерме.
Тупайăп-и санран хитри,
Санран пахи, санран ырри,
Тăван кил-йыш, тăван çемье?
(Юрăран)
Тăван кил ăшши… Çемьери ырă йăла-йĕрке пирки сăмах пуçласан, эпĕ ваттисен сăмахне аса илетĕп: «Кил ăшши-килĕнтеш». Чăнах та, паянхи пурнăçра çак сăмах пысăк пĕлтерĕшлĕ.
Мĕн тумалла-ха тăван кил ăшши пиртен ан тартăр тесен? Çакна упраса хăварма пире, ваттисене те, хĕрарăмпа арçынна та, пĕр япала çеç пулăшма пултарать - пĕрне-пĕри ăнланни, çемьери татулăх, тирпейлĕх.

Текста малалла вулăр...
■ Кулакова Светлана Пантелеймоновна.
Ыхра Çырми вăтам шкулĕ, Патăрьел районĕ

Халăх йăли-йĕрки - пурнăç йĕрки

Кулакова СветланаПантелеймоновна
Кулакова СветланаПантелеймоновна
 
Чăваш халăхĕн ăс-хакăл пуянлăхĕ иксĕлми. Çепĕç юрри-кĕвви, ăса вĕрентекен сăмахĕсем, ырă сунса каланă халап-пехил, халăхăн чипер йăли-йĕрки- çаксем пурте çын пурнăçне, чун-чĕрине, кăмăл-туйăмне, ĕç-хĕлне, ĕрет-несĕлне пуянлатакан ăс-пурлăх.
Çамрăк ăру çивĕч ăс-хакăллă ÿссе çитĕнтĕр, ырă кăмăллă, ĕçчен пултăр тесе, аслă ăрусем сĕм авалтанпах нумай вăй хунă, пайтах тăрăшнă. Пирĕн халăхра кашни çемьен ача-пăчана ăса вĕрентес йăли-йĕрке пулнă. Ку енĕпе вĕсем мĕн авалах хăйне евĕр шкул пулса тăнă. Ачисем йышлă пулсан та ашшĕ-амăшĕ, ваттисем пурне те ăс пама, ĕçе хăнăхтарма вăхăт тупнă, таса кăмăл-туйăмлă ÿстернĕ.

Текста малалла вулăр...
■ Кулакова СветланаПантелеймоновна.
Патăрьел районĕ, Ыхра Çырми вăтам шкулĕ

Сывлăх - чи хаклă мул

Александрова Альбина Владимирова
Александрова Альбина Владимирова
 
Урок тӗсӗ: пуплев ӑсталӑхне аталантармалли урок.
 
Сапӑрлӑх тӗллевӗ: ачасене сывлӑха упрамалли тата ҫирӗплетмелли правилӑсемпе паллаштарасси, сывлӑх, пурнӑҫ йӗркине пӑхӑнса пурӑнма вӗрентесси.
 
Пӗлӳ тӗллевӗсем: 1) ҫӗнӗ сӑмахсаемпе пуплевре усӑ курма хӑнӑхтарасси;
2) глаголсене тӗрӗс сӑпатра лартма вӗренесси (малалли).
 
Кирлӗ хатӗрсем:
1) Печников О.И., Печникова М.Н. «Чувашское слово: Учебник чувашского языка для 8 класса русской школы».

Текста малалла вулăр...

Родительская общественность и ученическое самоуправление в создании, развитии и управлении воспитательной системы школы

В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов управления к воспитанию детей и молодежи. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением, что нашло своё отражение в ФГОСах второго поколения. Модернизация системы образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному определению, самостоятельному выбору.
На современном этапе наиболее актуален вопрос о качестве и эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении, о способах ее оптимизации через создание инновационных гуманистических воспитательных систем.

Текста малалла вулăр...
■ Лушина Татьяна Ивановна, Рябинина Наталия Варсонофьевна.
методисты организационно-методического центра БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Ачасене наци культурин никĕсĕ çине таянса аталантарасси

Петрова Оксана Модестовна
Петрова Оксана Модестовна
Паллах, шкулăн хальхи вăхăт уттипе тан пымалла. Çĕнĕ вĕрентÿ технологийĕсемпе компьютер, интернет ăнлавсем ун пурнăçĕнче пысăк вырăн йышăнмалла.
Ял шкулĕ вара хăйĕн тымарĕсенчен уйăрлса кайма пултараймасть. Шкулсăр пуçне кам ăнлантарса парĕ-ха ачана масмак мĕн иккенне, ăçта курĕ вăл ват аслашшĕпе-асламăш тăхăнакан чăваш кĕпине çĕлеме пир мĕнле тĕртнине.
Паянхи кун ачасен ашшĕ-амăшĕ те çак ыйтусем çине тÿрех хурав параймĕ. Апла пулсан, шкулсенче чăваш йăли-йĕркисемпе паллаштарса ăна сыхласа хăварассипе ĕçлени малти вырăнта пулмалла.
Вырăсланнă чăваш ачине тăван чĕлхепе тĕрĕс калаçма, ăна упрама вĕрентмелле.

Текста малалла вулăр...
■ Петрова Оксана Модестовна.
Муркаш районĕнчи Турай шкулĕ

Чыса çамрăкран упра

 
(Леонид Агаковăн «Юманлăхра çапла пулнă» повеçĕ тăрăх килти вулава пĕтĕмлетнĕ урок планĕ)
Паянхи шкул пурнăçне çĕн технологи варкăшĕ пырса кĕнĕ май вĕренÿ ĕçĕнче лайăххине те, унпа пĕрлех вĕренекенсем хушшинче кĕнеке вулас туртăм вăйсăрланнине те асăрхатпăр. Ку – чун ыратăвĕ.
Вĕрентекенсем тĕрлĕ ĕçсем урлă çамрăк ăрăва кĕнекепе туслаштарма тăрăшаççĕ. Паянхи кун шкул ачисем Л.Агаков хайлавĕсене юратса вулани савăнтарать. Шкул прогрммине юратнă çыравçăн хайлавĕсене чылай кĕртнĕ. Аслă çулсенчисем те, ачасем те Л.Агаковăн призведенийĕсене кăмăлласа вулани сисĕнет. Паянхи килти вулав урокне те çыравçăн хайлавĕ тăрăх ирттерес терĕмĕр. Килти вулав урокне хатĕрленмешкĕн ачасем эрне ытла хайлавпа палашаççĕ.
 
Урок тĕсĕ: çĕнĕ технологи мелĕпе усă курса ирттернĕ вулавпа тишкерÿ урокĕ.

Текста малалла вулăр...
■ Кошелева Юлия Васильевна.
Йĕпреç районĕнчи Липовкăри пĕтĕмĕшле пĕлÿ паракан вăтам шкулта чăваш чĕлхипе литература вĕрентекен


Чǎн чǎваш пулма ачаран вĕрентер

Татьяна Петровна Григорьева
Татьяна Петровна Григорьева
 
Эпĕ шкулчченхи ÿсĕмри ачасен кĕске вăхăтлă режимпа ĕçлекен ушкăн воспитателĕ. Паянхи кун чǎвашлǎха упраса хǎварасси чи çивĕч ыйтусенчен пĕри пулса тǎрать. Чǎваш халǎхĕн пуласлǎхĕ, малашлǎхĕ ачасемпе ĕçлекенсен аллинче пулни куçкĕрет. Çакна шута илсе этнопедагогикăпа усă курассине тĕпе хурса ĕçлетĕп. Вырǎсланнǎ чăваш ачин ăс–тăнĕнче нацилĕх туйăмне вăратас, халăх педагогикин традицийĕсене ача сачĕ шайĕнче аталантарса пырас тетпĕр. Тĕллеве пурнăçлама çакăн пек задачăсем лартрăмăр.
 
 Ушкăн пÿлĕмне чăваш сăнĕ кĕртес;
 Йăх-несĕл тымарне тĕпчесе, тăванлăх сăмахĕсемпе паллаштарса ачасене çемьепе çывăхлатас;
 Чăваш йăла – йĕрке уявĕсене ирттерес, унăн культурине туйма вĕрентес;
 Чǎваш апат - çимĕçĕпе паллаштарас;
 Тăван çĕршывĕн пултаруллă çыннисене хисеплеме вĕрентес, вĕсем пек пултаруллă пулма хавхалантарас.

Текста малалла вулăр...
■ Татьяна Петровна Григорьева.
Муркаш районĕнчи Турай шкулĕ

Çемьери хутшăнусенче юрату тата ырă тĕслĕх малти вырăнта пултăр

Пирĕн чăваш халăхĕ пуян халăх. Ахальтен мар И.Я.Яковлев „Чăваш халăхĕн çĕр пин юрă, çĕр пин сăмах, çĕр пин тĕрĕ”, - тенĕ. Чăваш халăхĕ хăйĕн ятне тĕнче шайне çĕклеме пултарнă ывăлĕ – хĕрĕсемпе те чăннипех мухтанма, мăнаçланма пултарать. Вĕсен ятне асăнса та пĕтерес çук. А.Г.Николаев космонавт, П.П.Хусанкай, граждан вăрçин геройĕ В.И.Чапаев, Çеçпĕл Мишши, К.В.Иванов, Н.Бичурин тата ыт.те.
Манăн паян хамăн сăмахăма И.Я.Яковлевпа тата Г.Н.Волков академикран пуçлас килет. Икĕ аслă вĕрентекен икĕ ĕмĕрти çынсем. Апла пулин те вĕсен пĕр тĕллев: ÿссе пыракан ăрăва тÿрĕ чунлă, ăслă, сăпайлă, мал ĕмĕтлĕ пулма, ĕçе юратма, ашшĕ-амăшне, ваттисене хисемплеме, Тăван çĕр-шыва, тăван чĕлхене юратма, хаклама вĕрентеççĕ.
Вĕсен вĕрентĕвĕ вилĕмсĕр. Г.Н.Волков академик аслă патриархăн ĕçне малалла тăсса çĕнĕ наука уçать.

Текста малалла вулăр...
■ Никифорова Л.В., Купцова А. Л.
44-мĕш лицейра тата 49-мĕш вăтам шкулта чăваш чĕлхи вĕрентекенсем.
Шупашкар хули