Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90

Урок мужества «И в памяти и в сердце сохраним»

Петрова Людмила Геннадьевна
Петрова Людмила Геннадьевна
 
Урок разработан для обучающихся 5-11 классов. Материалы урока доступны для восприятия детьми и подростками разного возраста, направлены на приобщение детей к сохранению памяти о подвиге афганцев. Ребята знакомятся с земляками, участниками Афганской войны. У учащихся воспитываются такие качества, как: патриотизм, смелость, отвага, любовь к Родине.
 
Цель: Развитие чувства любви и интереса к истории и наследию своей Родины, знакомство с героическими страницами нашей истории на примерах героев - афганцев нашего края.
Задачи:
1.

Текста малалла вулăр...
■ Петрова Людмила Геннадьевна.
Çĕрпÿ районĕ, Чурачăк вăтам шкулĕ

Реализация духовно-нравственного потенциала православной культуры

Рябинина Н. В.
Рябинина Н. В.
На современном этапе первоочередной задачей государственной политики в Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности. Это определено в Стратегии развития воспитания до 2025 года. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Православная культура несет в себе большой воспитательный потенциал. В ней заложены глубокое духовное содержание, нормы морали, духовные и нравственные идеалы и ценности, ориентиры в духовных поисках. Поэтому педагогические работники Чувашской Республики на разных уровнях образования используют в воспитательной деятельности основы православной педагогики, направленной на сохранение исконных духовно-нравственных, культурных, исторических и национальных традиций, развитие тех благих истоков, которые заложены в личности каждого, приобретение духовного опыта, особого устройства души человека.

Текста малалла вулăр...
■ Рябинина Наталия Варсонофьевна.
методист БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Осторожно! Соцсети!

Полозова Ольга Георгиевна
Полозова Ольга Георгиевна
 
Цель:
формирование объективного и критического отношения к социальным сетям.
Задачи:
• выяснить разницу между виртуальным и реальным общением людей;
• переосмыслить свое отношение к социальным сетям;
• выявить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей.
Оборудование:
Проектор для показа презентации, свеча, части кругов разной величины на магнитах, красная широкая лента, клубок
Ход классного часа:
1. Организационно-мотивационный момент:
Звучит песенка (или видеофрагмент) про интернет из современного м/ф «Фиксики».

Текста малалла вулăр...
■ Полозова Ольга Георгиевна.
Куславккари 3-мĕш вăтам шкул

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы

В последние годы вопросам воспитания уделяется большое внимание, об этом свидетельствуют внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменения по вопросам воспитания и Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Эти документы, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у обучающихся чувства гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа страны.
Воспитание патриотов России, формирование духовно-нравственной личности легли и в основу концепции филологического образования. Программы литературного образования для 5-11 классов нацелены на приобщение учащихся к духовной культуре страны и воспитание на ее основе молодого поколения, вступающего в жизнь.

Текста малалла вулăр...
■ Илларионова А.Н.
Чăваш Республикин Вĕренÿ институчĕ

Родительский зачет

Полозова О. Г.
Полозова О. Г.
 
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей.
Нужно отметить, что новые стандарты повышают роль семьи, родителей в образовательном процессе.

Текста малалла вулăр...
■ Полозова Ольга Георгиевна.
Куславккари 3-мĕш вăтам шкул

Ача-пᾰча выляса ӳстĕр

Ивлева Н. П.
Ивлева Н. П.
Павлова О. В.
Павлова О. В.
Кашни ҫемьере ашшĕ-амᾰшĕ ачисем тавҫᾰруллᾰ, пултаруллᾰ ӳсчĕр тесе тᾰрᾰшаҫҫĕ. Вᾰйᾰ ачана йĕркеллĕ ҫын пулса ӳсме пулᾰшать.
Ачасем вᾰййа хᾰйсем мĕн курнине , асᾰрханине, илтнине кĕртеҫҫĕ. Вĕсем ашшĕ-амᾰшĕ пек «ĕҫе» ҫӳреҫҫĕ, асламᾰшĕ пек «апат пĕҫереҫҫĕ», пӳрт-ҫурта илем кӳртеҫҫĕ, хᾰйсем пĕлекен ҫынсем пек хᾰтланаҫҫĕ. Ача садĕнче ĕҫленĕ май, ачасем мĕнле ҫемьере ӳсни яр-уҫҫᾰн курᾰнать .

Текста малалла вулăр...
■ Людмила Куликова , Надежда Ивлева, Ольга Павлова.
Шупашкарти 178-мĕш ача сачĕн воспитателĕсем

Виçĕ çулхи ачан уйрăмлăхĕсем

Ача аталаннă май 2-3 çул тĕлне нумай ĕçе хăнăхать, хăйĕн еккине кăтартма тытăнать. Çакна вара нумай амăшĕ йывăррăн йышăнать, мĕншĕн çапла пулнине ăнланмасть.
3 çулта ача хăйне ыттисенчен уйăрма пуçлать, хăй уйрăм çын пулнине ăнланма тытăнать. Çав вăхăтрах инкек пуласран хăрамасть, хăрушлăха ăнланмасть. Ача амăшĕнчен хăпса хăй тĕллĕн мĕн те пулин тума хăтланать, час-часах ку пăтăрмахпа вĕçленет. Çавăнпа та çак вăхăта ачан виççĕри кризисĕ теме йышăннă.
Мĕнпе палăрать-ха çак кризис?
1. Ача мĕн ыйтнине юриех тумасть е урăх мĕн те пулин туса хурать.
2. Кирек мĕне те çине тăрса хăй пек тăвасшăн. Ăна мĕн те пулин килĕшменни сĕнни е вăл ыйтнă пек туманни кÿрентерет.
3. Ачан пĕтĕмпех тĕрĕслесе пăхас килет, çав вăхăтрах вăйĕ те, пултарулăхĕ те сахал-ха.
4.

Текста малалла вулăр...
■ Егорова Ирина Анатольевна.
Çĕрпÿ районĕ, Михайловкăри тĕп шкул, ача панчин воспитателĕ

«Чун пулсан чул хушшинче те пурăнать»

(чăваш литературинче палăрнă сусăрсен шăпи)
Кулакова Светлана Пантелеймонова
Кулакова Светлана Пантелеймонова
Кама кăна илĕртмест-ши тĕнчен ытарайми илемĕ? Пĕтĕм чĕрĕ чун унпа савăнать, киленет. Суккăрри мĕнпур тĕс ялтăравне курасшăн, хăлхасăрри таврари пĕтĕм сасса тăнласшăн, чĕлхесĕрри çывăх çынсемпе çĕр пин сăмахпа пуплесшăн. Шел, пирĕн хушăра çут çанталăк çуралнăранпах кÿрентернĕ е каярах сусăрланнă çынсем те пайтах.
Пирĕн мĕнпур сисĕм органĕ тĕрĕс-тĕкел ĕçлет-тĕк, час-часах вĕсем мĕн тери пысăк пуянлăх иккенне шутламастпăр. Чылай япалана эпир куçпа йышăнатпăр. Çакна шута хурсан тен суккăрсен шăпине те лайăхрах ăнланатпăр.

Текста малалла вулăр...
■ Кулакова Светлана Пантелеймоновна.
Патăрьел районĕ, Ыхра Çырми вăтам шкулĕ, чăваш чĕлхипе литература вĕрентекен

Труд красит человека

Цель: расширение представлений детей о значении труда в жизни общества.
Задачи: 1) привлечь внимание к традиционному, народному отношению к труду;
2) способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.
3) побуждать подростков к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
 
Ход занятия
1. Педагог. Тема нашего занятия – «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д.Ушинского «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Из одного и того же куска железа в одой и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой же долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Текста малалла вулăр...
■ Михайлова Наталия Николаевна.
педагог дополнительного образования МАОУ ДО "ДДЮТ" г. Чебоксары

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ И ТРАДИЦИЯМ ПРАВОСЛАВИЯ

Рябинина Н. В.
Рябинина Н. В.
В развитии всесторонне-развитой личности человека и формировании ее положительных отношений с миром и людьми большую роль играет духовно – нравственное воспитание. И начинать его надо еще с дошкольного возраста.
В Красночетайском районе Чувашской Республики работает Хораськина Галина Николаевна, которая всю свою жизнь посвятила духовно-нравственному воспитанию детей. Она принимает активное участие в научно-практических конференциях на духовно-нравственную тематику; делится опытом в данной сфере на педсоветах, семинарах, круглых столах; неоднократно представляла свои работы на православных конкурсах «Серафимовский учитель», «За нравственный подвиг учителя».

Текста малалла вулăр...
■ Рябинина Наталия Варсонофьевна.
методист БОУ ДПО (ПК)С "Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Как вырастить счастливого ребёнка?

Николаева Г. Г.
Николаева Г. Г.
 
 
Что такое счастье?
Счастье – это когда человек знает, что его любят и ценят, когда он здоров и уверен в своих силах, когда любые трудности воспринимаются им как временные проблемы, а вокруг он видит больше позитива, чем негатива.
И здесь очень огромна роль родителей – то, как ребёнок будет воспринимать окружающий мир в будущем, зависит от того, какие модели поведения он наблюдает сейчас в своей семье.
Какие же советы родителям дают психологи?
1) С детства приучайте ребёнка к здоровому образу жизни.
Каждый из нас раньше или позже приходит к простой истине – было бы здоровье, а все остальное приложится.

Текста малалла вулăр...
■ Николаева Галина Гурьевна.
Кармалинская ООШ, Канашский район Чувашской Республики

Развитие творческих способностей учащихся при формировании гражданско-патриотического самосознания школьников на уроках литературы

Происходящие в последнее время в нашем обществе события подтверждают очевидность все более заметной утраты традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим роль воспитания у школьников патриотизма и гражданственности возрастает многократно, а наметившийся процесс позитивных преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества требует обновления его духовных основ, глубокого познания исторических ценностей и героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Сегодня огромная ответственность в воспитании чувства патриотизма и гражданственности школьников возлагается на учителя русского языка и литературы.
Хочется остановиться на опыте работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского района Ивановой Юлии Вячеславовны, которая более 20 лет работает над развитием творческих способностей учащихся при формировании гражданско-патриотического самосознания школьников на уроках литературы.

Текста малалла вулăр...
■ Илларионова Алина Никитична.
методист кафедры филологии БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Шкулта чăваш чěлхи кунне ирттересси

 
 
Чылай шкулта чăваш чěлхи кунне ирттересси йăлана кěнě ěнтě. Çак кун ачасен асěнче нумайлăха юлтăр тесе, чăн-чăн уяв пултăр тесе эпир те тăрăшатпăр. Акă ěнтě темиçе çул хушши уяв кунěн программине йăлана кěртсе якатса пыратпăр.
 
Ташă флешмобě
 
Уяв кунне 1-2 уйăх маларах хатěрленме пуçлатпăр. Ирсерен шкулта иртекен зарядка вăхăтěнче чăваш ташшин хусканăвěсене вěренетпěр. Арçын ачасене физкультурăна вĕрентекен хатěрлет, хěрсене вара – чăваш чěлхине вěрентекенě. Кашни зарядкăрах пěр-пěр çěнě хусканупа паллашатпăр.
Ташă валли юрă ачасемпе суйлатпăр. Кашни çул юрă улшăнса пырать. Тěслěхрен, пěр çулхине – «Асамат» ушкăн репертуарěнчи «Чăваш чěлхи» юрра илнěччě, тепěр çул вара – такмаксене суйланăччě.

Текста малалла вулăр...
■ Филиппова Валентина Анатольевна.
Комсомольски районěнчи Çěнě Мăрат шкулě

Воспитательная работа по формированию навыков культурного поведения у воспитанников в школе-интернате

Андреева А. П.
Андреева А. П.
 
В специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы и сопутствующие нарушения психического и физического развития (умственно отсталые дети). Целью специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы. Важнейший элемент этой системы – работа по формированию навыков культурного поведения.
Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.

Текста малалла вулăр...
■ Андреева Антонина Петровна.
Çĕрпÿри 2-мĕш шкул интернат воспитателĕ

Духовно-нравственное просвещение родителей обучающихся

Рябинина Наталия Варсонофьевна
Рябинина Наталия Варсонофьевна
 
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей и молодежи искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Текста малалла вулăр...
■ Рябинина Наталия Варсонофьевна.
методист БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Развитие двигательных качеств посредством подвижных игр

Подвижные игры являются комплексным воздействием на организм ребёнка . Двигательная деятельность влияет на физическое развитие, на укрепление здоровья , формулирует физические качества.
В презентации рассказывается как эта работа ведется в дошкольных группах МБОУ "Михайловская ООШ" Цивильского района Чувашской Республики
■ Дмитриева Надежда Николаевна.
Михайловская ООШ, Цивильский район

В мире доброты

Андреева Антонина Петровна
Андреева Антонина Петровна
 
Цель: стимулировать потребность в формировании доброго отношения ко всему окружающему
Задачи: образовательные - расширить знания о добрых словах и их применении в жизненных ситуациях;
коррекционно-развивающие - развивать у воспитанников способности анализировать свои действия;
корригировать речь, внимание путем выполнения заданий;
воспитательные - воспитывать чувство доброты, уважение друг к другу, окружающим.
Ход занятия.
Добрый день. Наше занятие я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Текста малалла вулăр...
■ Андреева Антонина Петровна.
воспитатель Цивильской школа-интернат №2

Путь в страну Здоровья

 
Понкратьева Светлана Васильевна
Понкратьева Светлана Васильевна
 
Цель:
- Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни;
- Научить, как ухаживать за своим телом, избежать болезней, повысить иммунитет.
- Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, потребность быть здоровыми; создать радостное настроение.
- Развивать память, внимание.
 
Ход занятия: Организационный момент.
Когда встречаем мы рассвет
Мы говорим ему - привет.
С улыбкой солнце дарит, в след
Нам посылая свой привет.

Текста малалла вулăр...

Тăван кил ăшшине упрама пĕлесчĕ

Кулакова Светлана Пантелеймоновна
Кулакова Светлана Пантелеймоновна
 
Тăван кил-йыш, тăван çемье,
Эс панă çутă кун мана,
Чун-чĕреме çĕклентерме.
Тупайăп-и санран хитри,
Санран пахи, санран ырри,
Тăван кил-йыш, тăван çемье?
(Юрăран)
Тăван кил ăшши… Çемьери ырă йăла-йĕрке пирки сăмах пуçласан, эпĕ ваттисен сăмахне аса илетĕп: «Кил ăшши-килĕнтеш». Чăнах та, паянхи пурнăçра çак сăмах пысăк пĕлтерĕшлĕ.
Мĕн тумалла-ха тăван кил ăшши пиртен ан тартăр тесен? Çакна упраса хăварма пире, ваттисене те, хĕрарăмпа арçынна та, пĕр япала çеç пулăшма пултарать - пĕрне-пĕри ăнланни, çемьери татулăх, тирпейлĕх.

Текста малалла вулăр...
■ Кулакова Светлана Пантелеймоновна.
Ыхра Çырми вăтам шкулĕ, Патăрьел районĕ

Халăх йăли-йĕрки - пурнăç йĕрки

Кулакова СветланаПантелеймоновна
Кулакова СветланаПантелеймоновна
 
Чăваш халăхĕн ăс-хакăл пуянлăхĕ иксĕлми. Çепĕç юрри-кĕвви, ăса вĕрентекен сăмахĕсем, ырă сунса каланă халап-пехил, халăхăн чипер йăли-йĕрки- çаксем пурте çын пурнăçне, чун-чĕрине, кăмăл-туйăмне, ĕç-хĕлне, ĕрет-несĕлне пуянлатакан ăс-пурлăх.
Çамрăк ăру çивĕч ăс-хакăллă ÿссе çитĕнтĕр, ырă кăмăллă, ĕçчен пултăр тесе, аслă ăрусем сĕм авалтанпах нумай вăй хунă, пайтах тăрăшнă. Пирĕн халăхра кашни çемьен ача-пăчана ăса вĕрентес йăли-йĕрке пулнă. Ку енĕпе вĕсем мĕн авалах хăйне евĕр шкул пулса тăнă. Ачисем йышлă пулсан та ашшĕ-амăшĕ, ваттисем пурне те ăс пама, ĕçе хăнăхтарма вăхăт тупнă, таса кăмăл-туйăмлă ÿстернĕ.

Текста малалла вулăр...
■ Кулакова СветланаПантелеймоновна.
Патăрьел районĕ, Ыхра Çырми вăтам шкулĕ


■ Страницăсем: [1], 2.