Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90

Мастер –класс «Сăвăç тĕпелĕнче»

Трифонова В. Н.
Трифонова В. Н.
 
Тема: Сăвăсем тата проза. Ритм. Рифма.
Тĕллевĕ: Сăвă уйрăмлăхĕпе тата сăвă çырас мелсемпе паллашасси.
Задачăсем:
1.Сăвăллă тата прозăллă текстсене уйăрма вĕрентесси:
2.Мĕн вăл ритм. Рифма тĕсĕсемпе паллаштарасси.
3.Сăмахсене рифмăлама вĕрентесси.Буриме тăвасси.
Мастер-класс йĕрки.
Ырă кун пултăр, хисеплĕ коллегăсем. Сире хамăн тĕпелте хапăл туса кĕтетĕп. Паян эпĕ сире прозăпа сăвă уйрăмлăхĕсемпе ачасене паллаштарни çинчен, çавăн пекех сăвă çырма вĕрентмелли ĕçсене пăхса тухасшăн.

Текста малалла вулăр...

Россия в современной мировой экономике

Самойлова Н. В.
Самойлова Н. В.
 
Цели:
- формирование информационной и коммуникативной компетентностей учащихся
- практика универсальных учебных действий (рефлексивно чтение, анализ текстов разных типов, построение умозаключений и т.д.)
Оборудование: статистические материалы, учебник, доска
Ход урока
1. Создание проблемной ситуации.
Учитель:
-В настоящее время высокоразвитые страны являются центром мировой экономики. Они определяют ход развития мировой экономики. Для них характерны: высокий уровень доходов, высокий уровень развития сферы услуг, снижение доли природных ресурсов в экономике.

Текста малалла вулăр...
■ Самойлова Наталья Валерьевна.
МБОУ «Малобикшихская СОШ» Канашского района Чувашской Республики

Гармонизация межнациональных отношений через организацию профильных лагерных смен

Рябинина Н. В.
Рябинина Н. В.
 
(из опыта работы Шемуршинской средней общеобразовательной школы)
Россия многонациональная страна. На ее территории проживают различные народы и национальности, которые накопили огромный опыт в вопросах воспитания подрастающего поколения. Этот богатый воспитательный потенциал необходимо использовать в полной мере, приобщая детей и молодежь к родному языку, родной культуре, традиционным духовным ценностям, а также формируя межэтнические взаимоотношения, толерантность, уважение к культуре, традициям и обычаям других народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Текста малалла вулăр...
■ Рябинина Наталия Варсонофьевна.
методист БОУ ДПО (ПК)С "Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Яншихово-Чёллинская СОШ» Красноармейского района Чувашской Республики Вышинской Е. М.)
 
Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют особые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем.
Это хорошо осознаётся Вышинской Е. М.,учителем высшей квалификационной категории. Цель повседневной работы, считает Елизавета Марковна, – научить школьников учиться самим, самостоятельно приобретать опыт, знания, добывать нужную информацию, также щедро и открыто обмениваться ими с одноклассниками, педагогами.

Текста малалла вулăр...
■ Воробьева Галина Ивановна.
методист кафедры филологии БОУ ДПО (ПК) С«Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Туслăхра – вăй

Цыркунова Т. Л.
Цыркунова Т. Л.
Чăваш чĕлхипе 5-мĕш класра вĕрентме хатĕрленĕ урокăн технологи карттине Цыркунова Татьяна Леонарьевна ярса панă. Унăн кÿлепи журналта пичетлеме йывăртарах пирки ăна файл евĕрлĕн журнала кĕртетпĕр. Вăл нумай вĕрентекене технологи карттисем тума пулăшасса шанатпăр.
■ Цыркунова Татьяна Леонарьевна.
Вăрмар районĕ, Мăнçырмари вăтам шкул

ФГОС çĕнĕлле ĕçлеме ыйтать

Петрова Л. Г.
Петрова Л. Г.
 
Шкулти учитель – хăйне евĕр тĕпчевçĕ. Ĕç тухăçлăхне ÿстермелли мелсемпе формăсем шырасси паянхи кун куллен тумалли ĕçсенчен чи кирли пулса тăрать. Вĕрентĕве кăсăклăрах, илĕртÿллĕрех йĕркелес тесе ырми-канми тăрăшакан педагогсем ĕçре пысăк çитĕнÿсем тума пултараççĕ.
Чăваш чĕлхипе литературине вĕрентмелли методика çулсеренех пуянланса, аталанса пырать. Çĕнĕ формăсемпе ăслайсем шкул практикинче кулленех çуралаççĕ. Пĕр-пĕрин опычĕпе паллашни, педагогикăри тĕрлĕ проблемăсене пĕрле сÿтсе явни, çĕнĕлĕхсене тишкерни вĕрентекенсене ĕçре пысăк пулăшу парать.
Юлашки вунă çул хушшинче литературăна критикăллă шухăшлав технологине (технология критического мышления) тĕпе хурса вĕрентесси вăй илчĕ.

Текста малалла вулăр...
■  Петрова Людмила Германовна.
филологи кафедрин методисчĕ.

Использование элементов игры на уроках технологии

Л. А. Тимакова
Л. А. Тимакова
 
Учителя очень часто используют дидактические игры на различных уроках, т. к. игра всегда вызывает у детей чувство радости и ребенок более активно и охотно включается в работу. Кроме того, игровые моменты помогают успешному формированию трудовых умений. Причем, элемент игры может быть использован на любом этапе урока: объяснения нового материала, организации рабочего места, подведения итогов и др.
Во время проведения уроков технологии я стараюсь чаще вводить элемент игры. Это могут быть соревнования между группами, между рядами. Например, какая группа выполнит работу так, чтобы было меньше обрезков при изготовлении аппликации или какой ряд изготовит самую длинную цепочку для классной елки.

Текста малалла вулăр...
■ Тимакова Лариса Анатольевна.
СОШ №30 г. Чебоксары.

Методический приём при изучении предлогов

М. В. Демидова
М. В. Демидова
 
По предмету русский язык на изучение предлогов отводятся часы с 1 по 4 классы только параллельно, какой либо другой темой. В 1 классе учатся выделять предлоги из общей речи. Во втором классе предлоги сопоставляют с приставками. В 3 классе, при изучении падежей существительных, начинают знакомиться с предлогами, которые употребляются с падежами. Но за это время не все обучающиеся успевают полностью освоить правописание предлогов.
При изучении предлогов решаются две основные задачи. Во первых - это навыки правописания предлогов (раздельное написание предлогов со следующим словом) и во вторых усвоение обучающимися роли предлога в предложении.

Текста малалла вулăр...
■ Демидова Марина Владиславовна.
МБОУ СОШ №30 г. Чебоксары

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в обучении, воспитании и развитии учащихся

Рябинина Н. В.
Рябинина Н. В.
 
С 1 сентября 2012 года по решению Правительства Российской Федерации во всех образовательных учреждениях Российской Федерации был внедрен курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), в рамках которого изучаются модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Чувашская Республика входила в число регионов, в которых проходила апробация данного курса с 2009 года. Сначала общественность встретила введение данного предмета в школьную программу настороженно.

Текста малалла вулăр...
■ Рябинина Наталия Варсонофьевна.
методист БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Е. А. Майков усă куракан хальхи технологисем

Петрова Л. Г.
Петрова Л. Г.
 
XXI ĕмĕр компьютер ĕмĕрĕ тетпĕр. Паянхи кун шкул ачине пĕлÿ пани кăна çителĕксĕр, ăна хăйĕн шухăшне ирĕклĕн, уçăмлăн каласа пама хăнăхтармалла. Вăл хăвăрт улшăнакан пурнăçпа тан утма пултартăр. Д. Медведев паянхи шкулăн тĕллевне палăртса çапла каланă: «Суть и смысл в создании школы, способный раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности».
Ку чухнехи вĕренÿ стандарчĕсен тĕллевĕ те – хальхи çыннăн компетенцийĕсене никĕслесе аталантарасси пулса тăрать.

Текста малалла вулăр...
■ Л. Г. Петрова.
Чăваш Республикин вĕренÿ институчĕ

Рекомендации по созданию методической продукции

Лушина Татьяна Ивановна
Лушина Татьяна Ивановна
 
 
Педагогические работники в своей профессиональной деятельности сталкиваются с трудностями при разработке методических рекомендаций, пособий, методических разработок и других видов методической продукции, не могут обобщить, систематизировать свой наработанный опыт. Нижеприведенные рекомендации могут оказать помощь при создании методических рекомендаций и методических разработок.
 
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции раскрывающие порядок, логику и специфику какой-либо темы, проведения занятия с целью распространения наиболее эффективных, рациональных вариантов, образцов действий, применительно к конкретному виду деятельности.

Текста малалла вулăр...
■ Лушина Татьяна Ивановна.
методист организационно-методического отдела БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ЧУВАШСКОМ, РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ

В процессе обучения основ английского языка присутствуют проблемы, связанные с различиями типологических отличий (английский язык- представитель германской ветви индоевропейских языков, русский язык- представитель славянской ветви индоевропейских языков, чувашский язык- представитель тюркской группы алтайских языков).[1, с. 28] Эти отличия сказываются на всех уровнях языковой системы. Это уровни звуковой, морфологической и синтаксической, лексико - синтаксической. Например, как читать буквы английского алфавита, как переводить слово, соответствие которому в нашем языке нет. При изучении иных языков в сравнении, сопоставление с фактами родного языка облегчает познание их сущности и способствует развитию коммуникативных способностей, стимулирует творческую активность. Актуальность темы: в работе рассматривается сравнительно-сопоставительный аспект в русском, чувашском и английском языках.

Текста малалла вулăр...
■ Крипчакова А. Н.
МБОУ «Санарпосинская СОШ»
Вурнарского района Чувашской Республики

Методика организации семинаров в образовательных учреждениях

Рябинина Н. В.,  Лушина Т И.
Рябинина Н. В., Лушина Т И.
 
Одной из значимых форм повышения уровня квалификации для педагогов, способствующий их профессиональному самосовершенствованию, является семинар. В ходе семинара педагоги знакомятся с современными достижениями науки, передовым педагогическим опытом, определяют проблемы, могут провести глубокий анализ своей деятельности. На семинарах раскрываются актуальные вопросы организации образовательного процесса, содержание новых технологий и методов обучения и воспитания детей, организуется обсуждение выявленных проблем, высказываются соображения, мнения, точка зрения и т.

Текста малалла вулăр...
■ Рябинина Наталия Варсонофьевна, Лушина Татьяна Ивановна.
методисты БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканксий институт образования» Минобразования Чувашии

КРИТИКĂЛЛĂ ШУХĂШЛАВ ТЕХНОЛОГИН МЕЛĔПЕ МЕСЛЕЧĔСЕМ

Шкулти учитель – хăйне евĕр тĕпчевçĕ. Ĕç тухăçлăхне ÿстермелли мелсемпе формăсем шырасси куллен пурнăçламалли ĕçсенчен чи кирли пулса тăрать. Вĕрентĕве кăсăклăрах, илĕртÿллĕрех йĕркелес тесе ырми-канми шыравра кун кунласа çĕр çĕрлекен педагогсем ĕçре пысăк çитĕнÿсем тума пултараççĕ.
Наципе регион компоненчĕ шутне кĕрекен предметсем ачасенче гражданин тата патриот туйăмĕсене аталантарас ĕçре уйрăмах пĕлтерĕшлĕ. Çавна май ачасене воспитани парас ĕçре тăван чĕлхепе литература предмечĕсен вырăнĕ питĕ пысăк.
ХХ1 ĕмĕр компьютер ĕмĕрĕ тетпĕр. Вĕрентÿ ĕçĕн тухăçлăхĕ учитель компьютер технологийĕсене еплерех алла илнипе тÿррĕнех çыхăннă. Хальхи вĕрентекен хăйĕн ĕçĕнче ИКТ май паракан çĕнĕ формăсемпе усă курма тăрăшать, проект, модуль технологийĕсене анлă усă курать.

Текста малалла вулăр...

Календарьпе тематика планĕ, 4-мĕш класс валли

Керукова Галина Алексеевна
Керукова Галина Алексеевна
Ăнлантарса пани.
Вĕренÿ планĕ тăрăх чăваш чĕлхи урокĕсем 4-мĕш класра эрнере 3 хутчен пулаççĕ. Çулталăкра 102 урока çитет. Çав 102 урокран 33 урокĕ валли Tester программа çине лартса тест формипе, компьютерпа ирттермелли ĕçсем хатĕрлерĕмĕр. Ку уроксене календарьпе тематика планĕнче тĕрлĕ тĕспе палăртрăмăр.
Сарă тĕс - кашни чěрěк вěçěнчех тест формипе йěркеленě тěрěслев ěçěсем.
Вĕсене икĕ вариант валли туса хатĕрленĕ (26,26а, 46,46а, 75,75а,93,93а-мĕш уроксем).
Симĕс тĕспе вěренÿ кěнекинче панă хайлавсемпе урокра ĕçленĕ хыççăн, ачасем ăнланнине тěрěслемелли тестсене паллă тунă.

Текста малалла вулăр...
■ Керукова Галина Алексеевна.
Шупашкарти 49-мĕш шкул

Ухсай Яккăвĕн хайлавĕсем тăрăх тунă сюжетлă ÿкерчĕксемпе аппликацисем

Табакова Мария Зиновьевна
Табакова Мария Зиновьевна
Яковлева Валентина Петровна
Яковлева Валентина Петровна
Ачасене тăван чĕлхепе литературăна тарăнрах та туллинрех пĕлме, юратма вĕрентес, тăван халăх культурипе ырă йăли-йĕркине хисеплеме, чăвашлăх туйăмне аталантарма пулăшса пырас ĕçре вĕрентекен хăйĕн ĕçне творчествăллă (пултаруллă) туса пыма тивĕç. Çав вăхăтрах, ачасене те творчествăллă ĕçлеттермелле, вĕсен пултарулăхне вăхăтра асăрхаса, аталантарса пымалла, ĕçĕн результатне курма, савăнма вĕрентмелле.

Текста малалла вулăр...
■ Табакова Мария Зиновьевна, Яковлева Валентина Петровна.
Чăваш Республикин Патăрьел районĕнчи
Тури Туçа вĕрентÿ центрĕнче
чăваш чĕлхипе литературине вĕрентекенсем

Обучение проектно-творческой деятельности учащихся

В настоящее время более чем очевидно , что каждый школьник при правильной организации учебно-воспитательном процессе уже с первых дней своего обучения в школе может быть приобщён к посильной , но интересной для него творческой , исследовательской деятельности.
Проектно- творческая деятельность уч-ся – это одна из форм самостоятельность уч-ся – это одна из форм самостоятельной работы уч-ся , направленная на решение учебных проблем , творческих задач и заданий.
1.По доминирующему методу выполнения проекта:
 исследовательские;
 творческие;
 практикоориентированные;
 теоретические;
 информационные и др.
 
2.По количеству участников:
 индивидуальные;
 парные;
 групповые;
 коллективные.

Текста малалла вулăр...
■ Татьяна Николаевна Петрова.
учитель чувашского языка и литературы МОУ «СОШ п. Опытный» Цивильского района.

Чăвашсен пур сумлă çын

6-мĕш класра вĕренекенсемпе ĕçлеме
Александрова Альбина Владимировна
Александрова Альбина Владимировна
Сапăрлăх тĕллевĕсем: 1.И.Я. Яковлевăн улăпла хăвачĕпе, ĕçĕ- хĕлĕпе, тивĕçлĕ таланчĕпе паллашасси, ăна ăса хывасси;
2.Чĕмпĕр чăваш шкулĕнчен вĕренсе тухнă вĕрентекенсемпе паллашасси, вĕсем чăваш халăхне çутта кăларассишĕн тăрăшнине ачасене кăтартасси;
3.И.Я. Яковлевпа тата унăн вĕренекенĕсемпе мухтанма, вĕсене хисеплеме, юратма вĕрентесси.
Пĕлÿ тĕллевĕсем: 1.çĕнĕ сăмахсемпе паллашасси , вĕсене пуплевре усă курма хăнăхасси;
2. И.Я. Яковлев калавĕсемпе паллашасси, вуласси, ăнланасси, пуплеве аталантарассипе ĕçлесси.

Текста малалла вулăр...
■ Александрова Альбина Владимировна.
Куславккари 3-мĕш вăтам шкул

Валерий Туркайăн „Ниме” сăввине вĕрентмелли материалсем

Цыркунова Татьяна Леонарьевна
Цыркунова Татьяна Леонарьевна
ПЛАН
I. Проект ĕçĕн йĕрки
1. Проект ĕçĕн теми: Валерий Туркайăн „Ниме” сăввине вĕрентмелли материалсем.
2. Проект ĕçĕн тĕллевĕсем:
– тĕпчев ĕçĕпе интереслентересси;
– вĕренекенсен пуплевне аталантарасси;
– предметпа интересленекен ачасен ушкăнне пысăклатасси;
– пĕтĕмлетӳсем тума вĕрентесси.
3. Проект ĕçĕн задачисем:
– поэтăн хайлавĕнчи ĕçлес туйăма хавхалантаракан йĕркесене тупса палăртасси;
– хайлавăн тĕп шухăшне тупмалли çăл куçсене тимлесси;
– виçĕ енлĕ дневник йĕркелесси;
– презентаци тăвасси;
– буклет тăвасси.

Текста малалла вулăр...
■ Цыркунова Татьяна Леонарьевна.
Вăрмар районĕнчи Мăçырмари вăтам шкул вĕрентекенĕ

Уроксем - çĕнĕ технологисемпе

Татьяна Николаевна Петрова
Татьяна Николаевна Петрова
Юлашки вăхăтра шкулсенче уроксене тĕрлĕ çĕнĕ технологисемпе ирттересси анлă сарăлса пырать. Вĕсен шутне çаксене кĕртме пулать:
1) сывлăха упракан, перекетлекен технологи;
2) модульĕ вĕрентÿ технологийĕ;
3) ачасен хастарлăхне, хăвăртлăхне ÿстерекен (интерактивлă) технологи;
4) проект технологийĕ тата ытти те.
Асăннă технологисемпе вĕрентекенсем час-часах усă кураççĕ, мĕншĕн тесен вĕрентÿ ĕçĕнче вĕсем пахалăх енчен пысăк пĕлтерĕшлĕ.
 
1. Сывлăха сыхлакан технологи.
Сывлăха сыхлакан, перекетлекен технологи вĕрентекеншĕн чи кирли.

Текста малалла вулăр...
■ Татьяна Николаевна Петрова.
Опытнăй вăтам шкулĕн чăваш чĕлхипе литературине вĕрентекенĕ


■ Страницăсем: [1], 2.