Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90

Этнокультурный компонент в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника

 
Какарова Анна Петровна, учитель русского языка и литературы, родного (русского) язык и родной (русской) литературы.
МБОУ «Средняя школа с. Тиинск муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области».
 
 
Язык тесно связан с национальной культурой. Родной (русский) язык играет важную роль в формировании самосознания учащихся, является средством воспитания. Ребенок, изучая и усваивая язык, познает окружающий мир, учится жить в нем, приобретает духовно-нравственные ценности, проникает в национальную и общемировую культуру, осознает свое место в обществе, социализируется.

Текста малалла вулăр...

Формирование читательской культуры и грамотности средствами литературной педагогики

 
Мифтахова Эльмира Флуровна, учитель родного языка и литературы.
МБОУ «Лицей №14» г. Нижнекамска, Республика Татарстан.
 
На дворе 21 век - «век скоростей», «век информации», век новых технологий. Несмотря на это, мы оглядываемся назад, пролистываем страницы истории, рассматриваем труды выдающихся личностей, интересуемся картинами великих художников, перечитываем произведения любимых писателей. Через произведения великих писателей можно увидеть, как менялся мир и сознание людей.
Настоящее время век информационных технологий, эра интернета. Большинство подростков проводят время в социальных сетях и в интернете, там они общаются, ищут информацию и многое другое.

Текста малалла вулăр...

Інтэрактыўны рабочы аркуш для дыстанцыйнай работы і не толькі

 
Козаченко Ирина Григорьевна, учитель белорусского языка и литературы.
Республика Беларусь, Лельчицкая районная гимназия.
 
Сучаснаму настаўніку для таго, каб зрабіць дзейнасць вучняў на ўроках разнастайнай, могуць стаць добрай падтрымкай інтэрактыўныя рабочыя аркушы. Інтэрактыўным рабочым аркушам прынята называць лічбавы сродак арганізацыі настаўнікам вучэбнай дзейнасці школьнікаў з дапамогай вэб-сэрвісаў. У залежнасці ад пастаўленай мэты і здольнасці настаўніка сканструяваць інтэрактыўны рабочы аркуш, праца з такімі аркушамі можа ўключаць у сябе поўны цыкл вучэбнай актыўнасці: ад вызначэння тэмы і пастаноўкі мэты да ацэньвання вынікаў вучнёўскай работы.

Текста малалла вулăр...

Икĕ аслă вĕрентекенĕн пĕр тĕллев

 
Л.В.Никифорова, Г.А.Керукова, чăваш чĕлхи вĕрентекенĕсем.
Чăваш Республики, Шупашкар хулинчи 49-мěш вăтам шкул.
 
Чăваша çутта кăларакан сумлă та чаплă педагогăн И.Я.Яковлевăн ятне Раççейре те, унăн тулашěнче те анлă пěлеççě. Йывăр та кӑсӑклӑ, пархатарлă пурнăç пурăнса ирттернě аслă Вěрентекенěмěр. Чăрмавсене çěнтерсе, ура хуракансене сире-сире, элекçěсен сăмахěсене шута илмесěр малалла талпăннă вăл. «Юрататăп чăвашсене, вěсене пěтěм чунтан ырлăх сунатăп. Чăвашсене телейлě тăвас тенисěр пуçне манăн пурнăçра урăх нимěнле тěллев те пулман. Эпě нихăçан та чапшăн, ăшă вырăншăн, пысăк укçашăн, мухтав сăмахěшěн ăшталанман.

Текста малалла вулăр...

Упражнения при работе в лингафонном кабинете на уроках эвенкийского языка

 
Максимова Любовь Николаевна, учитель родного (эвенкийского) языка и литературы.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Усть-Нюкжинская средняя общеобразовательная школа».
 
 
В кабинете эвенкийского языка Усть-Нюкжинской школы установлено оборудование «Лингафонный кабинет «Диалог-М»», который предназначен отработки навыков произношения и понимания речи на слух, и для повышения разговорного уровня изучающих родной язык.
В лингафонном кабинете 6 режимов работы, которые можно условно разделить на следующие типы: общий, парный, программируемый.
Лингафонный кабинет обеспечивает:
- возможность подключения преподавателя к любому рабочему месту для контроля учащегося (прослушивание) либо корректировки его работы (диалог);
- коммутацию рабочих мест в пары (заранее определенные пары – парные режимы, случайные пары – режим случайные пары, пары по выбору – программируемый режим);
- запись работы любого учащегося на персональный компьютер преподавателя, а также на любое внешнее записывающее устройство;
- проговаривание изучаемого материала учащимися с самопрослушиванием;

Межпредметная интеграция на уроках русского языка

 
Честных Валентина Юрьевна, учитель русского языка и литературы.
МБОУ СОШ № 7 г. Мичуринска.
 
Сегодня в обществе усилена потребность в высококвалифицированных кадрах, с прочными фундаментальными знаниями, уважительно относящихся к своему делу, ориентирующихся на профессионально значимые и культурные ценности.
Учебное заведение является для обучающихся не только местом получения знаний, но и местом приобретения социального опыта. В этой связи, исходя из современного понимания роли педагога в профессиональном, личностном и социальном становлении обучающегося, одной из основных задач в образовательной деятельности следует считать формирование профессиональной компетенции и умение работать с молодежью.

Текста малалла вулăр...

Значение, возможности и перспективы ДО на уроках башкирского языка и литературы

 
Муллахметова Альбина Ринатовна, учитель башкирского языка и литературы.
МБОУ «Гимназия им.Т.Кусимова» с.Аскарово муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан.
 
 
Дистанционные формы обучения на уроках башкирского языка и литературы до недавнего времени не применялись в широком масштабе.
Когда перешли на дистанционное обучение, мы оказались в ситуации:
- как надо срочно спланировать обучение учеников на дому;
- определить, как связываться с учениками;
- как проводить онлайн-уроки и какие сервисы выбрать?

Текста малалла вулăр...

Автограф Победы на уроках русского языка

 
Сенчугова Аксинья Олеговна, учитель.
МБОУ СОШ 25 им.А.Коренева г.Шахты.
 
 
76 лет…76 лет воспоминаний о горестных днях нашего советского народа и его славных победных страницах, на века вписанных в вечность. Великая Отечественная война оставила бессмертный след в семье каждого из нас, оставила свой агрессорский автограф на память истории страны. Современность, словно неугасающий вулкан информационной борьбы за справедливость, готова вступать в политические споры ради господства на мировой арене, искажая память предков. И только наши дети – опора во всём, надежда на лучшее будущее, мечта, наша старость, наш победный май.

Текста малалла вулăр...

Чăваш чĕлхи илемне ĕмĕр тăршшĕпе çĕклесе пырасчĕ!

Кириллова Эльвира Николаевна, чăваш чĕлхипе литературине вĕрентекен.
Тăвай районĕ, Çĕнĕ Пуянкассинчи пĕтĕмĕшле пĕлў паракан вăтам шкул.
 
 
Эпĕ – чăваш. Манра чăваш юнĕ чупать. Чăваш чĕлхи – пирĕн тăван чĕлхе. Юрататăп тăван халăхăн чĕлхине, унпа мухтанатăп, уншăн савăнатăп. Чĕлхе пире ăс-хакăл пухма пулăшать, вăл пулăшнипех эпир кăмăл-туйăма палăртатпăр.
Тăван чĕлхе такамшăн та ырă çав. Такамшăн та паха. Тăван чĕлхепе пĕр-ик кун калаçмасан та темскер çитмен пек, ăш канман пек туйăнать. Ара, паллах ĕнтĕ, тăван чĕлхепе хамăр чун-чĕрери чи вăрттăн, чи кăткăс туйăмсем çинчен те çав тери ăнланмалла, уçăмлăн каласа пама пулать…Тăван чĕлхен кашни сăмахĕ – кĕмĕл укçа пек, чăнк!

Текста малалла вулăр...

Международная научно-практическая конференция

17 апреля 2021 года состоялась Международная научно-практическая конференция "РОДНЫЕ ЯЗЫКИ: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ" в режиме онлайн. В ней приняли участие учителя родного, в том числе русского, языка практически из всех субъектов Российской Федерации, а также учёные-практики из ближнего и дальнего зарубежья (Белоруссия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Турция, Ирак,)
Организаторами данного мероприятия выступили Центр национальных культур народов Поволжья, МАОУ «СОШ №40 с углубленным изучением отдельных предметов", г. Чебоксары Чувашской Республики, Научно-исследовательский центр национальных проблем образования ФИРО РАНХИГС, Ассоциация учителей родного, в том числе русского, языка (Москва).
В Республике Чувашия 25 апреля 2021 года традиционно отмечается день чувашского языка, чему данное мероприятие и приурочено.

Текста малалла вулăр...