Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90
Л. В. Правилова
Л. В. Правилова
Цели: создать условия для обсуждения сложности взаимопониманий подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому.
Обсудить проблему ответственности за совершаемые поступки и поговорить о последствиях «жестоких игр».
Подвести учащихся к пониманию важности сознательного, обдуманного совершения поступков, а также способности к переосмыслению своего поведения.
Эпиграфы к уроку:
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Л.Н.Толстой)
«Великие характеры обычно откровенны и простодушны» (А.С.Пушкин)
 
Словарь понятий.
Жертва – в значении: кто-нибудь пострадавший от насилия, от какого-то несчастья, неудачи.
Переосмысление – процесс открытия заново смысла , значения чего- либо, достижения иного, нового уровня понимания; дать новую оценку чему- либо.
Слово учителя.
Ребята, чтобы наш урок прошёл интересно, необходимо всем работать активно. Главное, не бояться высказываться, не бояться ошибиться. Мы с вами учимся думать, размышлять, спорить. А повесть Владимира ЖелЕзникова «Чучело» поможет нам в этом, потому что я уверена, что данное произведение никого не оставило равнодушным.
Вопросы классу:
Для начала давайте кратко вспомним содержание повести.
-Понравилась ли вам повесть?
 
- Как сложились взаимоотношения с одноклассниками?
-Скажите, какие чувства вы испытывали в процессе чтения данной повести? (чувства волнения, возмущения, переживания)
- Почему?
-Что удивило, поразило, ужаснуло вас при чтении повести?
- Как относятся ребята ко всему происходящему? (как к игре)
- Как вы думаете, если бы вы учились в этом классе, на чьей стороне вы бы оказались? Почему?
(Идет обсуждение. Ребята высказываются, меняются мнениями. Соглашаются или не соглашаются . Стараемся выслушать каждого, тактично направляя на нравственную составляющую ответа.)
 
- Ребята, как вы думаете, кто такие великие люди? (ответы учащихся)
Готовясь к уроку, я подобрала два эпиграфа, которые записала на доске.
 
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Л.Н.Толстой)
«Великие характеры обычно откровенны и простодушны» (А.С.Пушкин)
 
- Как вы думаете, подходят ли они к нашей теме, к нашему уроку, беседе, разговору? (да)
- Но ведь там говорится о великих людях. А в нашей повести нет великих людей. ( учащиеся поясняют свои ответы.. )
Чем понравилась вам Лена? Опишите её.
– в простодушии, откровенности и доверчивости сила Лены Бессльцевой)
- Расскажите о своём отношении к Диме Сомову.
- Когда вы перестали ему доверять и когда ваше отношение к нему изменилось?
- Кого из одноклассников Лены вы никогда бы не взяли себе в друзья? Почему?
- Можно ли при чтении повести понять, как автор относится к своим героям? Кого он любит больше всего, кому доверяет, в кого верит?
- Если вы внимательно читали произведение, то должны были заметить, что у многих одноклассников Лены есть какие-то цели, принципы жизни. Назовите их.
- Скажите, понравился ли вам Николай Николаевич Бессольцев?
-Как он относится к Лене и ее друзьям?
-Чего больше всего на свете хотелось Николаю Николаевичу,
-Почему Ленкин дедушка сказал про одноклассников Лены, что они «бедные люди»? В каком значении это было сказано?
- Скажите, в какой момент стали рушиться принципы жизни ребят (Ленка о Рыжем стр 343. Зачитайте, как и что он говорит о себе стр 406.
- Вспомните, как вели себя ребята на костре?
- Почему Лена сказала: «На костёр я пришла одним человеком, а встала навстречу Димке совсем другим. Вот тогда –то я и подумала, что моя жизнь кончилась».
- Ребята, скажите, пожалуйста, было ли у вас такое состояние при чтении повести, что вам захотелось заплакать? Когда?
 
- Если бы вас попросили нарисовать Лену в виде символа, какой бы вы рисунок нарисовали . Почему? (солнце)
 
- Обратимся к повести. Найдите и зачитайте слова из текста, которые свидетельствовали бы об изменении отношения ребят к Лене Бессольцевой.
 
Поработав с вами на уроке, я поняла, что повесть Владимира Железникова «Чучело» вас не оставила равнодушными. И я думаю, что мы должны подвести итог, сделать какие-то выводы.
- Чему научила нас повесть? Что важное, поучительное мы взяли для себя из этой истории?
 
Выводы:
1 Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другого человека.
2. надо всегда думать, к чему могут привести необдуманные поступки.
3. Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению, и мы идем на поводу других, не думая о последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.
 
«Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая то тихая, то чистая, то холодная, ту мутная, то тёплая. Так и люди». (Л.Н. Толстой)
 
«Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь всё между тем одним и самим собой» (Л.Н. Толстой)
 
 
Добрый человек иногда может быть злым. Злой - хорошим и добрым. Нельзя говорить, что есть люди только плохие или только хорошие. Главное, надо уметь оценивать себя.
В своём произведении Железников раскрывает такие проблемы как:
- Что такое справедливость?
- Как различить добро и зло
- Как разобраться в том, кто ты сам?
Автор раскрывает тему внутреннего подвига души и тему борьбы за своё «я». Показывает борьбу добра со злом, победу чести и честности.
Ответы на эти вопросы можно найти в произведении «Чучело».
 
Дорогие ребята, в заключение мне хочется надеяться на то, что, прочитав данную повесть, вы научитесь дружить, уважать окружающих людей, научитесь оценивать свои поступки и иметь во всём своё личное мнение, не поддакивая каждому. Я думаю, вы вырастите добрыми, отзывчивыми людьми и никогда не станете такими, как Шмакова и Дима Сомов.
Как вы думаете, стоит ли посоветовать прочитать эту другим ребятам?
 
Железников писал: «Чем раньше человек задумается об окружающем мире, о своём месте в нём, о ценностях его, о постоянном жестоком противоборстве добра и зла, тем он раньше возмужает, тем быстрее превратиться в личность»
И я очень верю, что вы непременно станете личностями.
 
Спасибо всем за урок. Вы хорошо работали.
■ Правилова Людмила Варсонофьевна.
учитель русского языка и литературы первой категории
МБОУ «Михайловская ООШ
им А.А. Александрова»
 
: 221, Хаçат: 1 (36), Категори: Русская литература

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш:


► URL:
► E-mail: