Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90
Мадурова А. М.
Мадурова А. М.
«А время, а время не убавляет ход, а время, а время идет себе, идет…» - звучат в голове слова песни чудным голосом Валентины Толкуновой. После стольких совсем непростых лет работы в ШКОЛЕ можно делать и свои собственные выводы. Школа для меня как была заманчивым, величественным, ярким, волшебным домом – «ПАРАДНЫМ ПОДЪЕЗДОМ», так и осталась быть ИМ.
Я всего лишь учительница начальных классов, казалось. Но в моих руках столько человеческих судеб! Жизнь быстро меняется, отношения ко многому пересматриваются со скоростью света. Мои питомцы в этой сложной обстановке должны найти, выразить себя. Учителю нужно понимать все, что происходит вокруг, и готовить ребят делать этот мир лучше, добрее, безопаснее, комфортнее.
Мой бывший директор школы Шамсиев Александр Григорьевич, светлая ему память, остался для меня примером добросовестного служения выбранной им педагогической профессии. Он так был влюблен в свою работу, что каждым утром встречал учителей, учащихся, а вечером – провожал.
В школе ежегодная покраска стен, полов, столов, стендов была и есть одной из важных составляющих того, что дарит свет, уют, радость всем, кто находится в этом «ПАРАДНОМ ПОДЪЕЗДЕ». Директор, являясь настоящим, чутким, заботливым хозяином доверенного ему детского мира, как художник, подбирал нужные оттенки цветов для каждого уголка нашего волшебного дома. Убранство нашей школы всегда радовало глаза, души всех. Хотелось приходить в этот сказочный «ПАРАДНЫЙ ПОДЬЕЗД»!
Но уважаемый директор был очень строг к нам, учителям. Он был также великолепным специалистом по методике и теории преподавания предметов. Каждый посещенный им и другими членами администрации урок был тщательно анализирован и разобран. В нужный момент оказывалась необходимая помощь. Не учиться, не совершенствоваться в этом коллективе просто было нельзя!
«Ну что ж, учителя старших классов показывают хорошие результаты на различного уровня олимпиадах. А вы, учителя младших классов, чем хуже? Ваши уроки хорошие, отвечают современным требованиям, вы много работаете. Почему бы вам не участвовать в олимпиадах?» - обратился к нам наш Александр Григорьевич. Тогда только зарождались Республиканские интеллектуальные игры младших классов. В районе для нас олимпиады не проводились. Наша школа была самая большая в районе и республике: около 1100 учеников. Начальных классов 16, по 4 класса в каждой параллели. Учительский состав тоже многочисленный. Но все почему-то боялись даже думать об участии в Республиканских состязаниях.
А мне хотелось испытать себя и своих учеников. Поговорила с родителями (у меня был третий класс), и мы решили попробовать, поехать в Чебоксары. В первый же раз мой Антон Белоусов занял I место по математике, во второй год Артур Егоров удостоился II места по русскому языку. Потом Кошельков Володя, Иванова Диана также стали призерами. Ребята, работая в группе, научились выполнять разные проекты и защищать их. В нашей школе групповая работа на уроках проводилась с успехом! Да и не описать, сколько было радости и гордости за наших маленьких грызунов гранита науки! Ведь там большинство учащихся было из инновационных школ, а мы из простой, образовательной! Наши учителя осмелели, и многие стали ездить на эти испытания в Республике.
Справляться с нестандартными заданиями по предметам – это способность делать то, чему не учили. Разве она не готовит детей с младших классов разрешать различные проблемы, которые обрушиваются на нас как снег на голову каждый божий день?!
Всегда, когда ездили на олимпиаду, нам, учителям, предлагали покупать книги Пансковой Галины Васильевны, нашего главного Учителя, с олимпиадными заданиями. Так что от поездок была двойная польза учителям и детям.
Не могу не вспомнить один такой душещипательный случай. Это было зимой, как раз, когда впервые повезла своих пятерых третьеклассников. Мы поехали на два дня, потому что в первый день ребята писали индивидуальные работы по выбранному предмету, а во второй – выполняли групповую. Педагог целых два дня присматривал за детьми, кормил их, разрешал все возникающие с детьми вопросы, и, конечно, оставался с ними на ночлег. Мы ночевали в комнате общежития института образования. Среди моих детей был мальчик Гена Федоров, который пошел в школу в пять лет, был самым младшим, но любознательным, рассудительным и сообразительным. После выполнения индивидуальных работ организаторы олимпиады дали задание всем группам: утром второго дня представить свою группу и свой район, откуда приехали, чтобы все участники мероприятия лучше узнали друг о друге, о нашей республике из рассказов самих детей. Под рукой не было никакого материала. Пришли в комнату общежития и начали готовиться: сочиняем стихи про каждого члена группы, составляем тексты про достопримечательности нашего Урмарского района, поселка Урмары, выпускаем газету про нашу малую родину, придумываем сценки, переделываем песни. А ведь еще их так нужно сочинять и придумывать, чтобы они были содержательные и обязательно с юмором, чтобы нас с интересом слушали, поняли и запомнили! Нам же не хочется упасть лицом в грязь! Время летит, детям пора спать, а мы работаем! В то же время и репетируем, ведь завтра нужно выступить перед такой огромной, незнакомой, умной и любопытной аудиторией! Наконец, мы завершили дела, надо спать. А наш Гена вдруг заплакал. «Что случилось?» - спрашиваем. Он молчит и льет горькие слезы. Мои четверо детей легли спать на свои кроватки, а младшенький сидит и сидит. Что же делать? Да, для младших школьников, которые, может быть, без своих родителей никуда не выезжали, эта комната общежития была абсолютно чужим, непривычным местом. И еще ночь была такая вьюжная: как будто в стекла окна сильные руки какого-то могущественного чудовища беспрестанно и с воем сыпали тяжелые горошины из огромных ведер. На душе кошки скребут! Присела к Гене, обняла, прижала к себе, посмотрела в его тревожные глаза. Мальчик шепнул: «Мама…» Поняла! Оказалось, он не привык спать без мамы. Пришлось лечь рядышком и успокоить его. Только после этого он, державшийся из последних сил, уснул и спал потом без задних ног. На другой день мы смогли достойно представить нашу группу и наш район. Нам бурно и продолжительно аплодировали. Было интересно смотреть и на выступления других команд из разных районов. Наши дети также хорошо справились с заданием групповой работы. Мы, довольные своим участием в таком грандиозном и значимом для нас празднике, благополучно вернулись домой. Родители встретили нас на вокзале, и я с облегчением передала им в руки наших умников. В дальнейшем в классе мы с Геной часто останавливали взгляды друг на друге и улыбались. У нас было что вспомнить.
Когда меня спрашивают: «Кем Вы работаете?», мне трудно отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что это сейчас совершенно не престижная профессия. Просто для меня «учитель» - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня «учитель» - это жизнь, смысл моей жизни. Я не работаю учителем, я живу учителем.
За эти годы я твердо усвоила то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, неудачами и открытиями.
 
■ Мадурова Альта Михайловна.
Урмарская СОШ Чувашской Республики
 
: 178, Хаçат: 4 (31), Категори: Эссе

Комментарисем:

валентина (2018-12-12 14:00:23):
Маттур!

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш:


► URL:
► E-mail: