Павлова Л. А. |
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности
Тип урока - интегрированный
Форма урока - урок-сопоставление
Методы и приёмы: слово учителя, эвристическая беседа, словарная работа, работа с таблицей, выразительное чтение, использование эпиграфов, анализ текстов, обсуждение картины, защита рисунков, создание творческих работ
Сроки проведения – середина марта - начало апреля
Соответствие учебной программе. В русскоязычной школе удачно можно соотнести программы русской литературы и чувашского языка. Так, по учебнику 5 класса русской литературы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой в середине 3 четверти (конец марта) по программе уроки по этюдам «Времена года» М. Пришвина, а по учебнику чувашского языка Г.В. Абрамовой – модуль «Весна». Эти уроки можно объединить, дополнив материалы по чувашской литературе
Целевые установки на достижение результата:
Личностные УУД: освоение общекультурного наследия России через «диалог культур»; знакомство учеников с поэтическими и прозаическими этюдами и соотнесение их с музыкальными и живописными образами; выявление потребности в самовыражении.
Метапредметные УУД: самостоятельно ставить учебные цели и задачи, формулировать собственное мнение, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, вступать в диалог, строить монологическое контекстное высказывание, проводить наблюдения, сопоставления и на их основе делать выводы, поиск информации по тексту
Предметные УУД: развитие творческого воображения учеников в процессе их работы над созданием собственного этюда; написание лирических этюдов о весне.
Предварительная подготовка учителя: распечатаны листы с русской народной обрядовой веснянкой и строками из стихотворения К. Иванова, текст стихотворения Ф.И.Тютчева “Весенние воды”и отрывок из поэмы К. Иванова «Нарспи», этюд М.М.Пришвина “Рождение звука” и отрывок из рассказа «Голос мира»(«Тĕнче сасси») М.Н. Юхмы; продумана и подготовлена презентация.
Предварительное задание учащимся: подобрать и выписать в тетрадь пословицы и поговорки русского и чувашского народа о весне, вести наблюдение над ежедневными переменами в весенней погоде, подготовить рисунки.
Техническая оснащённость урока: презентация; пейзажные зарисовки (из альбома “Природа России”) через проектор; фонохрестоматия - музыка П.И.Чайковского “Времена года” – “Песня жаворонка” (март), “Блюз”;
Материалы: этимологический словарь, портреты Ф.И. Тютчева и К. Иванова М.М.Пришвина и М.Н. Юхмы; портрет и репродукция картины местного художника М.В.Колчина; выставка книг и исследовательских работ по творчеству М. Пришвина и М.Н. Юхмы с подзаголовком “К мудрости ступенька”, рисунки учащихся.
Эпиграфы урока: «Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…» ( А.Н.Плещеев)
«…схватить в слове проходящее мгновенье…»( М.Пришвин)
«Всякий человек, который дружит с природой - счастлив» (М. Юхма)