Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Развитие активного словаря является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, его социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в активном словаре реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Активный словарь – высшая форма речемыслительной деятельности, который определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Расширение активного словаря детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи в целом, и развитие словаря в частности определены в работах М.М. Кониной, A. M. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения речи плодотворно разрабатывались A. M. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Вместе с тем, если в общеметодических работах уже накоплен известный экспериментально-исследовательский материал, позволяющий подойти к созданию современной научно-обоснованной базы для расширения активного словаря нормально развивающихся детей, то тифлопедагогика подобными данными фактически не располагает. Это вынуждает педагогов обращаться к общедидактическим рекомендациям и опираться подчас на приемы, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Однако эти приемы недостаточно эффективны.
Исследованием развития речи у детей с нарушениями зрения занимались Л.С. Волкова, 3.Г. Ермолович, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Л.И. Солнцева и др.
Народный фольклор создает определенные предпосылки для воспитания личности ребенка, поэтому следование традициям бытования культуры чувашского фольклора является важным условием в работе учителя чувашского языка и литературы, именно такой подход позволит ученикам осознать народное искусство как вечно живое явление. Своеобразие чувашской народного фольклора ярко проявляется в применении его средств в активном словаре учащихся.
В современной педагогической практике наблюдается весьма противоречивая картина состояния обучения детей школьного возраста активному словарю. Во многих образовательных учреждениях занижаются возможности детей в овладении родным языком, расширение активного словаря ограничивается только рамками диалога или пересказом хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов. Между тем, несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития активного словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными, некоторые вопросы требуют дальнейшего изучения.
Целью исследования являлось выявление психолого-педагогические условия формирования активного словаря у детей с нарушением зрения среднего школьного возраста посредством чувашского фольклора.
Гипотеза исследования – расширения активного словаря у детей с нарушением зрения будет проходить более эффективно, если проводить специально организованную коррекционно-педагогическую работу с использованием чувашского фольклора.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нам необходимо было решить следующие задачи :
- изучить современное состояние проблемы развития активного словаря у детей с нарушением зрения посредством чувашского фольклора;
- выявить особенности развития активного словаря у детей с нарушениями зрения 13-14 лет;
- разработать и апробировать систему работы по расширению активного словаря у детей с нарушением зрения, основанную на использовании чувашского фольклора и определить ее эффективность.
Активный словарь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук – психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.
М. В. Арапов определяет активный словарь, активный запас слов как часть лексического и фразеологического состава языка, употребительная в данный период в той или иной речевой сфере. По мнению автора, он играет наиболее важную роль при выполнении языком коммуникативной функции. Включает относительно ограниченное число лексических единиц, особенно часто используемых в речи в связи с наиболее существенными для данного общества реалиями. Противопоставляется пассивному словарю [2].
М. М. Алексеева считает, что для активного словаря характерна изменчивость: часть его элементов, оставаясь понятной носителям языка, постепенно переходит в состав пассивного словаря; напротив, вновь возникающие слова (к примеру, русск. прилуниться) со временем могут поступать в активный словарь. В некоторых случаях единица, уйдя из активного словаря, позднее возвращается в него (например, русск. министр, сержант). Однако ядро активного словаря, состоящее из стилистически нейтральных единиц с развитой системой значений, высокой сочетаемостью и словообразовательной активностью, изменяется медленно [1].
Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечается замедленность формирования речи в первоначальный период ее развития (Л.С. Волкова, 3.Г. Ермолович, М.И. Земцова, Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Л.И. Солнцева и др.), что бывает вызвано недостаточно активным взаимодействием с окружающим в процессе предметно-практической деятельности. Значительную роль играет нарушение общения ребенка с микросоциальной средой.
Н.С. Костючек подчеркивают, что в силу нарушения деятельности зрительного анализатора у детей с нарушениями зрения может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи (нарушении словарно-семантической стороны, «формализме», эхолалиях и т. д.) [6].
Активный словарь при нарушении зрения ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. При этом несформированность активного словаря сводится, как правило, к констатации двух групп недочетов: недочетам в понимании самих текстовых сообщений (импрессивный аграмматизм) или в понимании наглядного материала, служащего содержательной основой для порождения таких высказываний; недочетам в последовательном связном изложении.
При развитии активного словаря у слепых и слабовидящих детей традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос. Своеобразие применения разных методов и приемов развития речи школьников наиболее полно представлено в работах З.Г. Ермолович [4], М.И. Земцовой [5], Н.С. Костючек [7] и другими.
Чувашский детский фольклор, отмечает П.Е. Эйзин [11], интересен и доступен для детей школьного возраста. Особое место в технологии работы по формированию активного словаря у детей школьного возраста отводится фольклору, в первую очередь его наиболее сложному жанру – сказке.
Сказка, по мнению В. Г. Родионова [10], чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти ребенка со всеми своими живописными частностями и крылатыми выражениями. Своеобразные поэтические обороты речи в чувашских сказках усиливают эстетическое воздействие на детей. Н. В. Иванова [20] отмечает, что у многих чувашских сказочных персонажей есть постоянные эпитеты: пěр пичě хěвел, тепěр пичě – уйах, тилě-тус, yпa-утаман, кашкăр-кашаман, кикирик-автан, çил-урхамах, хура ěне – çěлен хÿре и др. – одна щека – солнце, другая – месяц, лисичка-подруженька, медведь-атаман, волк-кашаман (не перев.), кикирик-петух, ветер-аргамак, черная корова – хвост, как змея и др.
Т. Н. Петрова утверждает, что эффективными средствами в расширении активного словаря учащихся выступают пословицы и поговорки. Старцы, беседуя с детьми, нередко говорили пословицами и поговорками. Например, пословицы о вежливости и об уважительном отношении к старшим: «Ватта курсан çěлěке ил» – «Увидишь старого, сними шапку», «Ват çынна хирěç ан кала» – «Не перечь старому человеку» [8].
У чувашей загадка называется «тупмалли юмах», «сутмалли юмах», что означает буквально «сказка, требующая отгадки», «слово, за которым, если его не разгадать, последует продажа».
Ведущий чувашский ученый, этнопедагог Г.Н. Волков подчеркивает, что эффективным средством развития активного словаря являются песни. Чувашская народная песня по мнению ученого представляет собой уникальное единство художественной формы и нравственно-эстетического содержания [3].
Эффективность произведений устного народного творчества на расширение активного словаря у детей зависит от многих причин, в числе которых первое место принадлежит умению педагога отбирать соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям детей материал, его способности надлежащим образом обставить самый процесс рассказывания применением наглядности, его мастерству выразительно рассказывать, наконец, его умению привлекать самих детей к внесению элементов игр и драматизации в этот процесс рассказывания, т.е. умению опираться на творческую активность детей.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии.
В исследовании участвовало 10 обучающихся 6 класса. Возраст участников эксперимента – 13-14 лет. Целью констатирующего этапа эксперимента являлось определение уровня и особенностей развития активного словаря у детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста.
Для реализации цели мы использовали диагностическую методику М. А. Поваляева «Изучение словарного запаса детей», состоящую из трех заданий: «Подбор антонимов», «Подбор синонимов», «Подбор определений» [9]. Всего предъявляли по 10 слов на чувашском языке.
По результатам исследований мы можем сказать, что у детей среднего школьного возраста с нарушениями зрения экспериментальной и контрольной групп по двум заданиям наибольший процент составляют дети с низким и средним уровнями.
У детей отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. Исследования показали, что дети обеих групп не владеют навыками самостоятельного подбора слов; для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающих связность словосочетаний.
Для расширения активного словаря у детей с нарушениями зрения мы разработали специально организованную психолого-педагогическую работу на повышение активного словаря у детей с нарушениями зрения посредством чувашского фольклора.
Развития активного словаря у детей 13-14 лет с нарушениями зрения средствами чувашского фольклора проводилось в 3 этапа. Целью подготовительного этапа являлось создание условий для повышения интереса у детей к чувашскому фольклору. В ходе первого этапа использовались чтение сказок, беседы, связанные с темой, загадки.
Основной этап был посвящен расширению активного словаря через чтение и анализирование сказок посредством обыгрывания специальных игровых ситуаций. При отборе сказок мы учитывали соответствие их уровню развития школьника, а также задачам обучения и воспитания, их способность оказывать влияние на формирование активного словаря средних школьников и возбуждать у них положительные эмоциональные чувства, понятность, увлекательность.
На третьем этапе стимулировали применение чувашского фольклора в развитии активного словаря в театрализованной деятельности игры – драматизации, концерты, праздники). Данный этап был направлен на обеспечение каждому ребенку выполнения ролей, связанных с применением в активном словаре чувашского фольклора.
По результатам контрольной диагностики, проводимой с детьми среднего школьного возраста с нарушениями зрения выявлено следующее: в экспериментальной группе увеличилось количество детей со средним уровнем, за счет снижения количества детей с низким уровнем. Во всех заданиях дети экспериментальной группы употребили больше слов, чем дети контрольной группы. Дети со средним уровнем развития активного словаря стали внимательнее слушать педагога, меньше отвлекались. Несмотря на отмеченную некоторую динамику в развитии активного словаря у детей контрольной группы, качественных преобразований в их ответах мы не обнаружили.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы: формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет проходить наиболее эффективно, если при проведении коррекционной работы использовать специально организованные занятия по формированию навыков пересказа текстов со скрытым смыслом.
Выдвинутая нами в начале исследовательской работы теоретическая гипотеза о том, что процесс расширения активного словаря у детей с нарушениями зрения среднего школьного возраста будет проходить более эффективно, если организовать специальную коррекционно-педагогическую работа с использованием чувашского фольклора, учесть структуру дефекта, создать предметно-развивающую среду, организовать взаимодействие со взрослыми подтвердилась. Работу по расширению активного словаря в специальных (коррекционных) учреждениях для детей с нарушениями зрения необходимо расширять и совершенствовать. Максимальное развитие активного словаря у детей 13-14 лет с нарушениями зрения средствами чувашского фольклора поможет создать основу для расширения активного словаря.
 
Список литературы
 
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И Яшина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 312 с.
2. Арапов, М. В. Активный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 446 с.
3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – Чебоксары : Чуваш. Кн. Изд-во, 1974. – 376 с.
4. Ермолович, З.Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы / З.Г. Ермолович // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. – Л.: Педагогика, 1979. – с. 87-95.
5. Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М.И. Земцова. – М. : Просвещение, 1973. – 159 с.
6. Иванова, Н. В. Развитие у чувашских детей дошкольного возраста навыков русской устной речи в условиях билингвизма / науч. ред. Г. А. Анисимова. – Чебоксары : Новое время, 2009. – 320 с.
7. Костючек, Н.С. Развитие речи учащихся школ слепых (1-V классы) / Н.С. Костючек. – М. : Просвещение, 1967. – 167 с.
8. Петрова, Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации / Т.Н. Петрова. – М. : Прометей, 2000.
9. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002. – 448 с.
10. Родионов, В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора / В.Г. Родионов //Чувашский фольклор. Специфика жанров. Сборник статей. – Чебоксары, 1982. – с.54-105.
11. Чувашские народные сказки / Сост. П.Е. Эйзин. – Чебоксары, 1993. – 351 с.
12. Чувашские пословицы, поговорки и загадки. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2004. – 351 с.
■ Васильева Л. М.
учитель чувашского языка и литературы
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чуваш
 
: 1764, Хаçат: 1 (19), Категори: Педагогика ыйтăвĕсем

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш:


► URL:
► E-mail: