Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90
Лушина Татьяна Ивановна
Лушина Татьяна Ивановна
 
 
Педагогические работники в своей профессиональной деятельности сталкиваются с трудностями при разработке методических рекомендаций, пособий, методических разработок и других видов методической продукции, не могут обобщить, систематизировать свой наработанный опыт. Нижеприведенные рекомендации могут оказать помощь при создании методических рекомендаций и методических разработок.
 
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции раскрывающие порядок, логику и специфику какой-либо темы, проведения занятия с целью распространения наиболее эффективных, рациональных вариантов, образцов действий, применительно к конкретному виду деятельности.
Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности.
При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив ей все содержание; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; изложить конкретные рекомендации о том, какими передовыми технологиями надо пользоваться, чтобы улучшить состояние определенного участка работы в отделе, учреждении, в объединениях. Если речь идет об обобщении положительного опыта, необходимо раскрыть, какими методическими проблемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе в объединениях обучающихся или в учреждении в целом.
Методические рекомендации должны иметь точное указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д
Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:
1. Выбор актуальной темы.
2. Изучение литературы по избранной теме.
3. Составление плана.
4. Накопление фактического материала.
5. Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций.
6. Распределение содержания работы по разделам.
Рекомендуемая структура методических рекомендаций
• титульный лист;
• аннотацию;
• сведения об авторе (авторах);
• пояснительную записку;
• содержание;
• список рекомендуемой литературы по данной теме;
• приложения
1. На титульном листе должны быть обозначены:
• название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
• фамилия, имя, отчество автора (ов), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
• название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
• название населенного пункта;
• год разработки.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая сведения о:
• сути рассматриваемых вопросов;
• предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования, воспитателям и.т.д);
• указать, на основе какого опыта разработаны данные рекомендации;
• в каких областях знания могут быть использованы настоящие рекомендации;
3. Пояснительная записка:
• обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
• определение цели предлагаемых методических рекомендаций;
• краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
• обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
• описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
• дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
• вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
• предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
• планы проведения конкретных дел, мероприятий;
• тестовые задания;
• методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
• примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
• методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
• схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
В конце целесообразно поместить оглавление, которое может содержать перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста издания с указанием страниц, на которых размещается каждая из них.
В оглавлении может также быть дано указание на структурно обособленные иллюстративные материалы (графики, таблицы, диаграммы и т.д.), если они вынесены за пределы текста.
 
Ещё одним из распространенных видов методической продукции является методическая разработка – это письменная работа, представляющая опыт педагогической деятельности педагога или управленческой деятельности руководящего работника, который может быть использован в практической работе участниками образовательного процесса. Методическая разработка содержит логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия или занятия. Характеристика поставленных педагогом целей, средств достижения целей, методические советы. Характеристика поставленных педагогом целей, средств достижения целей, методические советы. Методическая разработка позволяет педагогическим и руководящим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт, представить свои предложения по совершенствованию образовательного процесса.
В методической разработке могут быть представлены учебная программа, методические рекомендации, дидактические материалы, комплекты наглядных пособий и др.
Методическая разработка представляет собой результат педагогического исследования, в основе которого лежит решение проблемы.
Тема исследования должна отражать актуальные аспекты педагогической или управленческой деятельности. При определении темы методической разработки педагог может ориентироваться на:
тему методической работы в образовательном учреждении, методическом объединении;
противоречие, возникшее в ходе практической деятельности самого педагога; противоречивые результаты и утверждения, обнаруженные в литературных источниках.
Заявленная тема не должна быть слишком широкой. Предпочтительно выбирать узкую тему. При формулировке темы нужно уметь увидеть главное.
Автор методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.
Выбранная проблема должна быть значимой, ее ценность определяется, в том числе и тем, насколько она требует исследовательского поиска решения.
Выявляя проблему, не следует слишком углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из которой будет просматриваться ее актуальность.
Структура и содержание методической разработки должны соответствовать заявленной теме.
Структура методической разработки
 
• Название разработки.
• Название и форма проведения мероприятия.
• Автор разработки, должность, место работы.
• Пояснительная записка или введение.
Введение – очень важная часть работы. Здесь обосновывается актуальность темы, дается краткий анализ литературных источников, определяется степень изученности вопроса, цель, задачи работы, теоретическая и практическая база, методы исследования, возможности практического использования предлагаемых материалов. Целью методической разработки может быть: разработка программ, методических рекомендаций, новых форм, методов образования. Задачи по отношению к цели могут рассматриваться как главные способы достижения цели. Введение должно быть написано так, чтобы у педагогов осталось ясное понимание причин, которые побудили к проведению исследования, целей и задач, которые предполагается решить в ходе подготовки методической разработки.
 
• Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).
• Методические советы на подготовительный период.
• Сценарный план, ход проведения мероприятия.
• Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части, ссылки на авторов и название источников с указанием страниц.
• Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).
• Методические советы на период ближайшего последствия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).
• Список литературы.
• Оглавление.
 
Требования к выполнению и оформлению основной части
 
В первом разделе (главе) основной части методической разработки автору необходимо дать научно-теоретическое обоснование темы и проблемы исследования и практическое обоснование материалов, предложенных в работе.
Педагог знакомится с литературными источниками, справочниками, словарями, учебниками, монографиями, статьями, документами, статистическими материалами, публикациями в прессе, материалами радио- и телепередач и др.
Автору разработки необходимо владеть навыками сбора и систематизации материала, умением применить теоретические знания к исследованию конкретных объектов, явлений, процессов.
Анализ источников помогает понять сущность и последовательность развития и решения интересующей автора проблемы. При работе с литературой целесообразно изучить состояние проблемы в теории и практике.
Автору методической разработки необходимо иметь представление о состоянии изучаемой проблемы в школьной практике. Изучить передовой педагогический опыт помогут материалы конференций, статьи в периодической печати и т.п.
На основе научной литературы необходимо дать толкование основных используемых в тексте понятий, обосновав свой выбор. Автор вправе представить свои собственные «рабочие» определения с соответствующими пояснениями.
Везде, где речь идет о литературных источниках и приводятся мнения разных авторов, должны быть ссылки на литературу.
Второй раздел (глава) методической разработки должен содержать описание представленного опыта, описание способов решения проблемы, сравнение старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность и т.д.).
Таблицы, схемы, чертежи, графики, формулы, имеющиеся в тексте, нумеруются каждые в отдельности. Схема, таблица, график и т.д. должны иметь название и ссылку на источник данных.
При изложении материала необходимо соблюдать логическую последовательность. В конце каждой части работы и отдельных ее параграфов следует делать краткие выводы по изложенному материалу.
Большую ценность будет иметь работа, если в ней присутствуют результаты, полученные на основе проведенных исследований. Они должны быть оформлены и представлены в работе.
 
Требования к оформлению заключения
 
В заключении делаются выводы и представляются результаты, подчеркивается эффективность, значимость предлагаемой системы работы, даются рекомендации по практическому применению. Автор дает собственную оценку проведенной им работы.
В заключении автор должен соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить выводы в единое целое.
Иногда целесообразно построить заключение как перечень выводов, разбив его по пунктам, в каждом из которых выделить и обосновать один конкретный вывод.
 
Требования к оформлению списка использованной литературы
 
Список должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы.
Объем и качество используемой литературы показывает, насколько аттестуемый владеет необходимой и современной информацией. Список литературы свидетельствует об осведомленности автора в данном вопросе Можно проделать большую работу, представить свои наработки и не знать, что подходы к решению данной проблемы устарели.
Всю литературу принято располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по первым буквам названия.
После списка литературы на русском языке располагают работы, изданные на иностранных языках.
Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, книги и статьи из периодических изданий и сборников располагаются в общем алфавитном ряду согласно алфавиту первого слова описания.
 
Требования к оформлению приложений
 
Если работа содержит иллюстративный материал, он должен быть связан с основным содержанием работы и помещен в приложении.
Приложения являются составной частью методической разработки и оформляются после списка литературы.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «приложение» и иметь содержательный заголовок.
Если в работе не одно приложение, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №).
Приложениями могут быть анкеты и вопросники, дидактические и наглядные материалы, работы детей и т.д.
 
Процедура защиты методической разработки включает:
 
Продолжительность доклада – не более 10 минут, в течение которых необходимо изложить краткое содержание и выводы по работе. Можно рекомендовать следующую структуру доклада:
вступление – определение актуальности и степени изученности проблемы;
определение цели и задач исследования;
демонстрация путей решения проблемы;
оглашение полученных результатов;
заключение – выводы.
Ответы на вопросы должны быть по существу, короткими и содержательными. Возможность использования технических средств необходимо продумать заранее.
При защите методической разработки оценивается:
ее актуальность;
новизна (может проявляться в разной степени: от внесения принципиально новых идей в науку и практику до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогического процесса);
полнота раскрытия темы;
эффективность представленного опыта и возможность практического его применения;
умение автора презентовать свою работу.
■ Лушина Татьяна Ивановна.
методист организационно-методического отдела БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии
 
: 1330, Хаçат: 1 (16), Категори: Методика

Комментарисем:

rimm.ivanova2011 (2015-10-14 07:00:01):
Аван !

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш:


► URL:
► E-mail: