Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90
Рябинина Н. В.,  Лушина Т И.
Рябинина Н. В., Лушина Т И.
 
Одной из значимых форм повышения уровня квалификации для педагогов, способствующий их профессиональному самосовершенствованию, является семинар. В ходе семинара педагоги знакомятся с современными достижениями науки, передовым педагогическим опытом, определяют проблемы, могут провести глубокий анализ своей деятельности. На семинарах раскрываются актуальные вопросы организации образовательного процесса, содержание новых технологий и методов обучения и воспитания детей, организуется обсуждение выявленных проблем, высказываются соображения, мнения, точка зрения и т.д.
Для получения высокой результативности необходимо грамотно организовывать семинарские занятия, что умеют далеко не все. Данные материалы предназначены в помощь для начинающих методистов, работающих в образовательных учреждениях.
При подготовке к проведению семинарного занятия необходимо для себя решить:
1. Какие цели и задачи решает занятие.
2. Что должно входить в содержание занятия.
3. Какие формы и методы следует использовать.
4. В какой последовательности занятие проводить.
Цели семинара могут быть разными, но, в любом случае, они должны соответствовать уровню подготовленности аудитории, условиям проведения занятия.
Цели должны быть направлены на решение конкретных задач и отвечать принципам:
- актуальности (связь с жизнью, ориентация на социальную значимость);
- научности (соответствие современным научным достижениям);
- целенаправленности (выделение главного).
Задачи семинара направлены на:
- совершенствование знаний и умений педагогов;
- осмысление практической значимости полученных теоретических знаний;
- развитие творческой активности, обмен опытом.
Обычно содержание семинарских занятий включает в себя не только сообщение или рассказ об инновационном опыте работы, но и демонстрацию достижений этого опыта. Например, выставка, раздаточный материал, отображающий направления и формы работы, видеозапись и т.д.
Содержание должно раскрывать выбранную тему, отражать круг проблем, близких конкретному педагогическому коллективу или творческой группе.
Выбору той или иной темы, предшествует анализ результатов педагогической деятельности. Он предусматривает три этапа анализа:
- анализ результатов педагогической деятельности;
- анализ образовательного процесса;
- анализ условий.
Алгоритм выявления наиболее актуальных проблем может быть следующим:
1. Подумайте и напишите наиболее актуальные, на Ваш взгляд, проблемы, возникающие в образовании детей и требующие проведения специального исследования (список может быть достаточно большим).
2. Составьте общий список проблем в группе (каждый называет по одной проблеме из своего списка; повторяющиеся проблемы не называются).
3. Проанализируйте в группе полученный список: укрупните проблемы, исключите наименее актуальные и т.п.
4. Полученный уточненный список проранжируйте по степени актуальности (от 1 до …).
5. Запишите ниже три наиболее актуальные, на Ваш взгляд, проблемы:
6. Подведем итоги: Какую проблему Вам было бы интересно исследовать?
Для проведения семинара используются различные формы и методы групповой работы: дебаты, беседа, деловая игра, тренинг и др.
Работа участников семинара может проводиться коллективно, в парах или подгруппах по следующей схеме:
- ставится задача и проводится инструктаж о ходе работы;
- выполняется задание;
- обсуждаются результаты;
- сообщаются результаты;
- подводятся итоги.
При составлении плана семинарного занятия, следует отразить следующие моменты:
1. кто проводит семинар;
2. тема;
3. цель, задачи;
4. место проведения;
5. ход проведения;
6. подведение итогов.
При подготовке к семинару необходимо:
- распределить время;
- определить объем предлагаемого материала;
- учитывать логику перехода от одной части к другой.
Семинар проводится в несколько этапов:
1. организационный (активизация деятельности);
2. подготовительный (создание психологического настроя: приветствие, вступительное слово).
3. основной (даются новые знания, организуется практическая деятельность).
4. итоговый (подводятся итоги, оценка работы, осуществляется обратная связь).
Для определения эффективности проведенного мероприятия необходима обратная связь, обмен информацией между взаимодействующими участниками образовательного процесса. Уровень обратной связи может быть оценен по результатам анкетирования, так называемой анкете “обратной связи”.
Обратная связь может быть определена по степени:
- информационной насыщенности;
- доходчивости и наглядности представления;
- объему представленной информации (присутствию разнообразных форм и направлений деятельности);
- создания рабочей атмосферы;
- практической полезности;
- эмоциональной удовлетворенности и др.
После проведения анкетирования оценки переводят в процентное соотношение и оформляют в виде графиков или диаграмм.
Таким образом, при подготовке к проведению семинарного занятия можно выделить следующие этапы:
- выявление проблемных вопросов (предварительный опрос педагогов, изучение круга проблем);
- выбор темы (актуальность);
- определение целей и задач (должны иметь научно- теоретическое обоснование);
- предварительная работа с выступающими (консультирование);
- разработка плана (ход проведения);
- составление анкеты для участников (основные вопросы по теме);
- подготовка вопросов для обсуждения в группах (опросные листы);
- составление списка рекомендуемой литературы по теме, проблеме;
- подготовка технического оснащения помещения;
- изготовление наглядного, раздаточного материала, рекламной продукции (регистрационный лист, листок “обратной связи”, буклет, и др.).
Таким образом, в области повышения квалификации семинарские занятия имеют большое значение, т.к. позволяют овладеть умениями использовать теоретические знания в практической деятельности, способствуют развитию творческого профессионального мышления, познавательной мотивации, освоению умений постановки и решения проблем и задач.
Благодаря проведению семинаров, педагогам легче ориентироваться в пространстве педагогической деятельности; опираясь на полученные знания, решать конкретные проблемы и задачи. Семинарские занятия содействуют достижению высокого качества образовательного процесса в учреждениях образования, непрерывному образованию педагогов, развитию коллективного опыта работы.
Семинары необходимо использовать для оказания помощи педагогам образовательных учреждений, грамотно и правильно организовывать, чтобы достигнуть хороших результатов.
■ Рябинина Наталия Варсонофьевна, Лушина Татьяна Ивановна.
методисты БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканксий институт образования» Минобразования Чувашии
 
: 1762, Хаçат: 1 (13), Категори: Методика

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш:


► URL:
► E-mail: